спектакль Три товарища Киев 2025-12-21 15:00 Театр имени Ивана Франка
- Юрий Одинокий - Режиссер-постановщик
- Андрей Александрович-Дочевский - Художник-сценограф
- Наталья Рудюк - Художник по костюмам
- Дмитрий Лук'яненко - Пластичное решение
- Александр Кришталь - Звукорежиссер
- Павел Ивлюшкин – Балетмейстер
- Алексей Сикорский - Музыкальное оформление
- Владислав Коломийченко - Звукорежиссер
- Александр Рожков – Инженер видеоряда
- Виктор Тарасенко – Инженер видеоряда
- Валентин Драгунов – Инженер видеоряда
- Мария Савка - Ведет спектакль
- Анна Ваховская - Художник по свету
- Елена Антохина - Художник по свету
- Евгений Нищук - Ответственный за спектакль
«Три товарища»
Произношение «Три товарища» — первая постановка Франковского театра по произведению Эриха Марии Ремарка, писателя, смогшего в литературе сказать голосом целого поколения. Поколения сломанных жизней, обожженных войной душ, молодых, но уже уставших людей, прошедших через ад Первой мировой, вернулись в разбитую Европу и пытались начать жить снова — не для подвига, не ради идеи, а просто для себя, по-человечески.
В центре представления — история трех фронтовых друзей: Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца. Они держат небольшую автомастерскую, зарабатывают не слишком много, однако вместе им удается сохранять достоинство и человечность в мире, стремительно катящегося к новому коллапсу. Эхо войны не оставляет их в покое — раны на теле зажили, но душа все еще кровоточит. Они учатся смеяться, пить, работать, дружить, а иногда — молчать, потому что никакие слова не способны описать увиденное.
Жизнь Роберта меняется, когда он встречает Патрицию Хольман. Их история любви — тихая, нежная, глубоко интимная — на фоне всеобщего разрушения становится тем единственным светлым, что позволяет еще хоть немного верить в жизнь. Пат — не просто женщина, она — воплощение надежды, смысла, покоя. Но даже эта любовь, такая настоящая, оказывается бессильной перед страшной болезнью и неумолимым ходом истории.
Эрих Мария Ремарк не придумывал своих персонажей — он писал о людях, которых знал, которых любил, с которыми жил. Да, образом Пат стала его первая жена Юта — женщина хрупкая и больная, но сильная духом. Ее хрупкость Ремарк сохранил на страницах романа, превратив ее в символ женской силы и человеческой преданности.
Роман «Три товарища» был опубликован в 1936 году. Это была одна из самых откровенных книг того времени — о страхе и отчаянии, о дружбе и потере, о хрупкости человеческого счастья в сутки, которая не давала никаких гарантий. В Германии тогдашней политической истерии произведения Ремарка стали костью в горле нацистского режима. Их публично сжигали на площадях, демонстрируя тем самым страх перед правдой, которую не способна скрыть даже цензура.
Сам писатель, изгнанный из родной страны, поселился сначала в Швейцарии, а впоследствии — в США, где он и получил гражданство. Однако самым большим потрясением для него было не изгнание, а то, что власти Третьего рейха казнили его сестру Эльфриду. Это стало болезненным подтверждением того, о чем он писал: тирания всегда начинается с молчания, а заканчивается трагедией.
В Украине произведения Ремарка стали открытием в 1960-х — именно тогда, во время «оттепели», их впервые начали переводить и издавать. Его герои, с их глубоким внутренним достоинством, способностью любить, прощать и оставаться людьми в бесчеловечных обстоятельствах, стали образцами для украинских интеллектуалов. В его романах шестидесятники видели отражение себя — и в то же время ориентир: как жить достойно, когда мир рушится вокруг.
Сегодня, когда снова в воздухе звучит слово «война», когда юные парни с автоматами снова становятся мужчинами раньше, чем успевают повзрослеть, «Три товарища» звучат как пророческое напоминание. О цене свободы. О том, что после войны тоже нужно жить. И что труднее всего — не победить, а остаться человеком. Ибо настоящее испытание начинается по возвращении — когда вокруг мир, а внутри тебя все еще пылает.
Произношение театра имени Ивана Франко — это не только глубокая интерпретация классического текста, но разговор с современностью. О тех, кто был. И о тех, кто есть. О поколении, которому пришлось пережить слишком многое — и которое, несмотря ни на что, сохраняет способность любить, дружить, строить, жить. Как когда-то Роберт, Отто и Готтфрид. Как сегодня — мы.








































































