спектакль Мария Стюарт Киев 2025-12-26 18:00 Театр имени Ивана Франка
- Иван Уровский - Режиссер-постановщик, музыкальное оформление
- Мария Савка - Ведет спектакль
- Петр Богомазов - Художник-постановщик
- Татьяна Овсийчук - Художник по костюмам
- Александр Кришталь - Звукорежиссер
- Павел Жданов – Художник по свету
- Павел Наталушко - Звукорежиссер
- Александр Рожков – Инженер видеоряда
- Виктор Тарасенко - Инженер видеоряда
«Мария Стюарт»
Каждая эпоха имеет своих героев, но есть истории, никогда не теряющие актуальности. Истории, перекликающиеся с настоящим, независимо от того, сколько веков их отделяет от нас. Именно такова трагедия «Мария Стюарт» — драматическое полотно, написанное Фридрихом Шиллером в 1800 году. На первый взгляд – — классика, построенная на реальных событиях Но на самом деле — это глубоко человеческая история о выборе, о власти и одиночестве, о страхе, достоинстве, измене и той пропасти, которая открывается между правом и правдой.
Постановка Ивана Уривского на сцене Франковского театра — это не просто очередное обращение к шедевру немецкой классики. Это переосмысление. Это попытка увидеть в двух королевах — Марии Стюарт и Елизавете — не только исторических фигур, но прежде всего — женщин, людей, личностей, которые ежедневно разрывались между публичной обязанностью и внутренней болью. Это спектакль не о прошлом, а о нас сегодняшних. О наших выборах, страхах, дилеммах, отчаянии и способности противостоять системе, даже когда все против тебя.
В центре пьесы — глубокий психологический и политический конфликт: две женщины, обе королевы, обе сильны, но по-разному. Мария — бывшая королева Шотландии, потерявшая трон, свободу и, в конце концов, жизнь. Елизавета — действующая королева Англии, имеющая все, но постоянно живущая в страхе потерять. Одна — в тюрьме, другая — в собственной короне. Их противостояние — это не только борьба за престол. Это борьба за собственное «я», за право на веру, на выбор, на истину.
Режиссер Иван Уровский строит спектакль не как историческую реконструкцию, а как сценическое осмысление внутренней драмы. В его трактовке «Мария Стюарт» — не музейная фигура, а живой, ранимый, сложный человек. Человек, который прошел путь от короны до тюремной камеры, но не потерял чувство собственного достоинства. Человек, ставший первым среди европейских монархов, кого казнили по решению суда — и этим открыла новую эру, где правитель уже не прикосновен.
Исторический контекст
Мария Стюарт была увенчана на престол Шотландии, когда ей не было и года. Воспитанная при дворе Франции, она восемнадцатилетней возвращается на родину — уже вдовой французского короля Франциска II. Ее правление в Шотландии сопровождается заговорами, протестами, подозрениями в преступлениях. В конце концов она теряет контроль над страной и ищет убежища в Англии у своей двоюродной сестры Елизаветы I. Но вместо защиты — получает заключение.
Ее присутствие в стране стало политической угрозой: для протестантской Англии она являлась символом католического сопротивления. Для многих англичан — законной наследницей престола, ведь Елизавета считали незаконнорожденной. Следствие по делу об убийстве ее второго мужчины — Генри Стюарта (лорда Дарнли) — не дало четких результатов, но стало удобным основанием для многолетней изоляции.
Марию казнили в 1587 году. Это решение стало переломным моментом: символом того, что даже высшую власть можно подвергнуть сомнению, и что монарх — тоже человек, отвечающий перед обществом.
Почему сегодня?
Можно сказать, что Шиллер лишь использовал этот исторический сюжет для того, чтобы раскрыть темы, которые будут волновать человечество всегда: борьба между чувством и обязанностью, между верой и властью, между личным и политическим. Уровский искусно извлекает эти темы на первый план, лишая текст музейной пленки.
Произношение «Мария Стюарт» в Театре Франко — это напоминание о том, что история — это не что-нибудь далекое. Она происходит сейчас, у нас и с нами. И главное — что каждый выбор, каждое решение имеет свою цену.








































































