спектакль Конотопская ведьма Киев 2025-12-13 13:00 Театр имени Ивана Франка
- Иван Уровский - Режиссер-постановщик
- Сусанна Карпенко - Композитор, аранжировка вокальных номеров
- Ольга Семешкина - Хореограф
- Александр Кришталь - Звукорежиссер
- Мария Савка - Спектакль ведет
- Анна Ваховская - Художник по свету
- Елена Антохина - Художник по свету
- Владислав Коломийченко - Звукорежиссер
- Андрей Шашеев - Строительство и мастеринг оркестровых номеров
- Анна Дацкая - Создание оркестровых номеров
- Владимир Синчук - Создание оркестровых номеров
- Семен Стречен - Создание оркестровых номеров
- Милая Степанова - Создание оркестровых номеров
- Татьяна Овсийчук - Художник-постановщик, художник по костюмам
«Конотопская ведьма»
Истории, переживающие десятилетие, — это не просто произведения. Это зеркало. И среди таких — «Конотопская ведьма» Григория Квитки-Основьяненко. Уже само название пробуждает в воображении образы магического, карикатурного, и одновременно болезненно узнаваемого мира. В новой сценической версии этой повести, созданной режиссером Иваном Уривским, знакомая история приобретает новое звучание — более глубокого, более тревожного, но и одновременно иронично-гротескного.
Это не просто сатирическая комедия с историческим налетом. Это – современный взгляд на вечный вопрос: что происходит, когда власть попадает в руки к людям, не готовым ее нести? Когда лень, необразованность и алчность становятся движущей силой, а вместо ответственности – безнаказанность. Уривский сохранил эстетику бурлеска, с его красочностью и фарсом, но влил в нее тревожную ноту современного опыта — со всеми вызовами, которые мы испытываем сейчас.
Сюжет кажется знакомым, даже анекдотичным: небольшой украинский городок, где дождей нет — потому что "ведьмы украли росу", где сотник бессмысленно руководит, а его помощник, еще хуже, нагло пользуется хаосом, чтобы свести все к личной выгоде. Но за этим гротеском — образ глубокой растерянности. Постепенно теряющий город с реальностью, с природой, с Богом.
Режиссер тонко и многослойно раскрывает центральный конфликт — выбор между Светом и Тьмой. И хотя звучит это как нечто масштабное, в пьесе оно преподнесено из-за мелких человеческих поступков, компромиссов, измены самим себе. Герои медленно сходят с пути веры — и именно это становится подлинной трагедией. Ибо без Веры, как считает Уровский, человек перестает быть Человеком. Она становится тенью, орудием, пешками в чужой игре.
И в тот момент, когда кажется, что это только сатира, зритель вдруг сталкивается с глубокими метафорами — экологическими, политическими, философскими. Сухая земля, исчезнувшие росы, потеря урожая — уже не вымысел, а ежедневная реальность. И тут поднимается вопрос глобальный: не отражение ли это нашего времени, нашей потери баланса? Не обесценивание ли веры, внутреннего стержня, причиной того, что разрушается и вокруг, и внутри?
Уривский подчеркивает, что именно после постановки «Калигулы» Камю ему захотелось дать зрителям другую эмоцию — более светлую, более человечную. Но даже в комедии режиссер не отказывается от глубины. Ведь украинский юмор – mdash; это не только смех, но и механизм очищения, спасения, сопротивления. Наш юмор — это способ говорить о сложном доступно. И в то же время — толчок к действию.
Сегодня «Конотопская ведьма» звучит более актуально, чем в XVIII веке. В этой постановке она становится не просто памяткой литературы, а живым, дышащим произведением, ставящим перед зрителем вопрос: в какую сторону я сам делаю выбор? И не пора ли вспомнить, кто мы, и зачем мы здесь?








































































