спектакль Тартюф Киев 2025-12-10 18:00 Театр имени Ивана Франка
- Дмитрий Богомазов-Режиссер-постановщик
- Петр Богомазов-Художник-постановщик
- Александр Кохановский-Композитор
- Ольга Семешкина-Балетмейстер
- Игорь Гордиенко-Звукорежиссер
- Владислав Коломийченко-Звукорежиссер
- Павел Жданов-Художник по свету
- Лиана Михайлова-Помощник режиссера
«Тартюф» в Киеве: откровенная сатира, сквозь века не теряющая остроты
«Мы наносим порокам сокрушительный удар, разоблачая их перед в целом. Люди не любят наставлений, но высмеивание им не под силу. Человек еще может смириться с тем, что он плох, но никогда — с тем, что выглядит смешной, — писал Мольер в предисловии к своей знаковой пьесе «Тартюф».
Эти слова — не просто декларация намерений художника, а ключ к пониманию всей глубины его творческого замысла. Пьеса «Тартюф, или Облудник» уже более трех с половиной веков уверенно держится на сценах театров всего мира. Ее сюжет — будто зеркало, в котором каждая эпоха видит собственные упущения, каждое общество — своих «святителей», а каждый зритель — собственные слабости.
В центре истории — семья господина Оргона, которая попадает в ловушку уловок и фальши. Главный герой — Тартюф – mdash; умело прячет свое настоящее лицо за личиной набожности и псевдоморали. Притворившись воплощением благочестия, он входит в доверие к Оргону и постепенно начинает манипулировать не только его решениями, но и судьбой всей семьи. Ослепленный воображаемой святостью, глава дома становится марионеткой в руках хитрого и обманчивого приблуды.
Несмотря на юмористическую форму, это — серьезный и многослойный рассказ об опасности лицемерия, о власти фальши и слепой вере во внешние признаки добродетели. Мольер не боится говорить о самом болезненном — о том, как легко зло может замаскироваться под добро, если мы не учимся видеть глубже, чем слова и лица.
Эта комедия разоблачала не только общие моральные изъяны, но и конкретно — подхалимство при дворе и фальшивое благочестие, присущее тогдашнему французскому обществу. Именно поэтому премьера «Тартюфа» в 1664 году вызвала скандал. Церковь, увидев в образе главного героя слишком узнаваемые черты, добилась запрещения представления. Мольеру пришлось пройти тернистый путь — переписать пьесу дважды, прежде чем в 1669 году, через пять лет, она наконец получила право на сценическую жизнь.
Но даже эта борьба только усилила силу произведения. Она сделала из «Тартюфа» не просто блестящую театральную историю, а символ правды, прорывающейся вопреки запрету. История создания пьесы — такая же увлекательная, как и ее содержание. Мольер не отступил, зная: правда должна быть озвучена, даже если за это придется заплатить самым дорогим.
И вот сегодня, в Киеве, на сцене Театра имени Ивана Франко «Тартюф» снова обращается к нам, к современному зрителю. В его монологах и разоблачительных диалогах можно узнать не только прошлое, но и тревожную реальность нашего времени. Театральное прочтение этой классики сохраняет верность духу Мольера, в то же время добавляя эмоциональной выразительности, актуальности и новых сценических красок.
Современная постановка — это не только уважение гениальному автору, но и вызов зрителю: насколько мы сегодня способны различить искренность от притворства, истину — от притворства? Насколько мы готовы видеть и признавать лицемерие — не только у других, но и в себе?
Этот спектакль — не просто комедия, это полная горькой иронии притча, заставляющая не только смеяться, но и думать. В ней смех становится орудием очищения, а сцена — зеркалом, в котором каждый из нас видит что-то очень знакомое.
Почему стоит увидеть «Тартюфа» сегодня:
Это классика, звучащая по-новому — ярко, смело, эмоционально;
Меткие диалоги Мольера, не потерявшие актуальности;
Актуальная тематика — разоблачение фальши, манипуляций и притворства;
Блестящая актерская игра и меткая режиссерская интерпретация;
Возможность переосмыслить общественные явления через призму сатиры.
Сила «Тартюфа» в том, что это не просто спектакль о Франции XVII столетия. Это история, которая снова и снова заставляет нас задуматься о себе, об обществе, в котором живем, о том, что мы выбираем — истину или удобную иллюзию.





































































