спектакль Мартын Боруля Киев Театр имени Ивана Франка
- Петр Ильченко - Режиссер-постановщик
- Олег Татаринов – Художник-постановщик
- Владимир Гданский - Композитор
- Наталья Осипенко – Пластика
- Анна Ваховская - Художник по свету
- Сергей Пантюшенко – Художник по свету
- Елена Антохина - Художник по свету
- Мария Савка - Ведет спектакль
- Александр Плиса - Звукорежиссер
- Ярослав Антоненко - Звукорежиссер
- Дмитрий Дроздов - Звукорежиссер
«Мартын Боруля»
У каждого театра есть свой спектакль-легенда — та, к которой возвращаются снова и снова, потому что она никогда не теряет актуальности. Для Театра имени Ивана Франко такой стала пьеса «Мартын Боруля» — классическая комедия Ивана Карпенко-Карого, которая уже больше века не сходит со сцены, неизменно вызывая улыбку, сопереживание и горькое осознание того, насколько узнаваемыми остаются ее герои в нашем настоящем.
Впервые «Мартын Боруля» была поставлена на сцене франковцев в 1950 году, и эта премьера вошла в историю не только театра, но и украинской сцены в целом. Игнат Юра, один из основателей театра, исполнил в этой постановке главную роль и с тех пор образ Борули — амбициозного, комического и одновременно трагического — стал театральной иконой. Впоследствии пьесу ставили еще — в 1967 и 1979 годах. Но театр – mdash; это всегда диалог со временем. И сегодня, в новом веке, во время гибридных реальностей и информационного шума, франковцы возвращаются в классику, чтобы услышать в ней новые интонации.
Современная постановка, созданная режиссером Петром Ильченко в сотрудничестве с художником Олегом Татариновым, — это свежее, неожиданное осмысление знакомой истории. Авторы не просто воспроизводят сюжет, известный еще со школьной скамьи, а переосмысливают его, выводя на первый план те смыслы, которые сегодня звучат особенно болезненно. Ведь Мартин Боруля – mdash; это не только человек, одержимый идеей стать «господом». Это символ тех, кто ради статуса отказывается от себя подлинного. Кто жертвует отношениями, близкими, умом — ради титула, ради «бумажки», которая ничего не стоит в настоящей жизни, но дает ощущение превосходства. И именно эта фиксация на иллюзии — главная ловушка, в которую попадает герой.
В новом прочтении спектакля эта ситуация доведена до гротеска, до карикатурного, почти фантасмагорического предела. Из-за ярких визуальных образов, динамической сценографии и иронической стилистики зритель постепенно входит в мир, где вся система ценностей перевернута с ног на голову. Но за смехом и яркими красками — глубокая тревога. Ибо эта история о том, как легко потерять себя, гонясь за именем, которое ничего не значит. Как просто превратиться в тень — в попытке стать кем-то другим.
«Мартын Боруля» — это не только сатира на провинциальную погоню за благородством, не только критика общественной фальши. Это — глубоко человеческая история. Об отце, который стремится к счастью для своих детей, но сам не видит, как портит их жизнь. О человеке, который так хочет быть кем-то, что забывает — уже кем-то ценным. И об обществе, в котором искренность и достоинство часто оказываются менее важными, чем видимость успеха.
Этот спектакль — смешная и грустная одновременно. Она заставляет смеяться — и сразу же ловить себя на уме: «А это же о нас». О нашем стремлении казаться лучше, а не быть. О мечтах, навязанных извне. Об амбициях, которые легко становятся ловушкой.
Идея Мартина Борули — получить дворянский титул — в современной версии звучит как метафора всех тех иллюзий, которые мы гонимся обрести, вместо того, чтобы начать ценить то, что уже есть. В погоне за «большим именем» мы нередко пренебрегаем настоящими чувствами, забываем о любви, о чести, о семейном тепле. И только тогда, когда все рушится — приходит понимание, что подлинное благородство — не в титуле, а в честности перед собой.
Сегодняшний «Мартын Боруля» — это не просто классика. Это зеркало. И каждому придется в него заглянуть.








































































