спектакль Молящиеся Киев Национальный академический драматический театр им. Леси Украинки
- Режиссер − Радек Стемпень (Radek Stepien B.A.)
- Адаптация − Радек Стемпень (Radek Stepien B.A.), Ольга СМЕХОВИЧ (Olga Smiechowicz Ph.D.)
- Декорации и костюмы − Лукаш МЛЕЧАК (Lukasz Mleczak)
- Музыка и звуковое оформление − Доминик СТРИХАРСКИЙ (Dominik Strycharski)
- Свет − Натан БЕРКОВИЧ (Natan Berkowicz DOP), Лукаш МЛЕЧЕК (Lukasz Mleczak), Радек СТЕМПИНЬ (Radek Stepien B.A.)
- Видео − Натан БЕРКОВИЧ (Natan Berkowicz DOP)
- Ассистентка режиссера − Юлия ЛОБАНОВСКАЯ
- Звукорежиссер спектакля − Алла МУРАВСКАЯ
- Художник по свету − Игорь ГОЛОВАЧЕВ
- Помощник режиссера − Артем ДИБРОВ
- Куратор проекта − Анастасия ПАВЛЕНКО
- Видеорешение − Натан БЕРКОВИЧ (Natan Berkowicz DOP)
- Переводчик − Лариса АНДРИЕВСКАЯ
Просьбы – спектакль о никогда не проходящем времени
Мир балансирующий на границе: с одной стороны — страх остаться один на один с бедой, с другой — опасность потерять себя в зависимости от могущественных "спасителей". В центре этого болезненного противопоставления — судьба государства, за которую отвечают его руководители, выбор между достоинством и выживанием, между честью и политической целесообразностью. Но в то же время — и частные истории простых людей, чьи жизни ломаются под тяжестью больших исторических процессов. Принципы, формирующие основу общества, становятся камнем преткновения, когда сталкиваются с жесткой реальностью.
Да нет, это не описание событий сегодняшнего дня, хотя созвучие поражает. Это основа древнегреческой трагедии Еврипида &lquo;Благальницы», написанной почти две с половиной тысячи лет назад. История, поражающая актуальностью, снова оживает на сцене театра имени Леси Украинки в постановке Радека Стемпиня.
Фон трагедии — война, которая никогда не заканчивается
Пелопоннесская война длилась восемь лет, но настоящий ужас для Афин начался после битвы при Делиуме в 424 году до нашей эры. Тогда беотийцы, разгромив афинян, пренебрегли незыблемым представлением о достоинстве мертвых. они отказались передавать тела погибших для погребения. Такой поступок не просто нарушил традицию — он разорвал самую ткань нравственного мира античности.
И вот через два года после этих событий Еврипид выводит на сцену не батальные сцены, не политические диспуты, а матерей, умоляющих разрешения похоронить сыновей. Не впервые в истории, но впервые настолько прямо, античный поэт говорит о войне не как о героизме, а как о боли, потере, унижении.
Терапия через искусство
Режиссер Радек Стемпинь не скрывает: хотя его спектакль — не буквально о современности, она родилась из боли нашего времени.
«Я не ставлю перед собой задачу сделать прямые исторические сопоставления, однако аналогии возникают сами собой. Для меня в этой пьесе Фивы — это Россия, Афины — Соединенные Штаты, а Аргос — Украина. Все просто: контексты меняются, но суть конфликтов остается, — делится режиссер.
Стемпень подхватывает форму древнегреческого театра не для стилизации, а для создания пространства для совместного переживания, своеобразного коллективного ритуала скорби. Зритель становится свидетелем не столько событий, сколько глубокого эмоционального и морального сдвига — такого, которое до сих пор остается актуальным в переживших или переживающих войну обществах.
Драмы без срока годности
Особенность представления заключается в ее способности говорить к каждому — независимо от возраста, профессии или политических убеждений. Это не просто история о прошлом, это голос, звучащий сквозь столетие, напоминая: боль утраты, гнев бессилия, потребность в достойном прощании — это то, что всегда объединяет людей в самые темные времена.
И именно в этом заключается сила античной трагедии: она не дает ответов, но заставляет задавать вопросы. Не только о том, что произошло когда-то, но и о том, что происходит прямо сейчас.
Эта постановка — не очередное переосмысление классики, а щемка, мучительная попытка найти общий язык между эпохами. Слова, написанные тысячи лет назад, сегодня звучат особенно горько — и потому еще важнее, чтобы мы их услышали.







































































