спектакль Романтика Киев 2025-12-12 18:00 Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра
- Режиссер - Александр Середин
- Художница - Олеся Головач
- Помощница режиссера - Татьяна Хоменко
«Романтика»
Пьеса, разрывающая между человечностью и фанатизмом
Почему светлые, искренние, влюбленные в жизнь и идеи молодые люди вдруг оказываются лицом к лицу со злом? Что превращает носителей идеалов в орудие насилия? И как вообще появляется та трещина в душе, через которую проникает мрак? Постановка «Романтика» — не о готовых ответах, а о попытке узнать границу. Ту самую, где добро превращается в идеологию, а любовь — на тень фанатизма.
В центре — интерпретация новеллы Николая Хвылевого «Я (Романтика)». Но вместо прямолинейного предания зритель попадает в водоворот разорванных ассоциаций, фрагментов памяти, во внутренний мир героя, который сам себя еще не понимает. Здесь все построено на противопоставлениях, конфликтах, парадоксах. И именно это помогает глубже почувствовать трагедию человека, пытающегося оставаться человеком в жестокой, извращенной реальности.
Абсурд как способ рассказать правду
Режиссер Александр Середин намеренно разрушает ожидания зрителя. Он не дает нам покоя ни упрощениями, ни знакомыми сюжетами. Вместо этого предлагает пройти путь — непростой, эмоционально взрывной. Пять новелл в начале — это не предыстория. Это — душевное состояние, которое созревает. Это канун. Атмосфера нарастает, как волна, — и только после нее, неожиданно, без предупреждения, появляется Волновой.
«Я — чекист, но и человек. Эта строка не звучит как оправдание. Это — приговор самому себе. Герой, раздвоенный между приказом и совестью, между «нужно» и «болит», не имеет права на побег. История не дает ему выбора. А театр, в свою очередь, не дает зрителю отстраниться.
Актеры, которые не играют — а живут
Произношение поражает не только текстом и структурой, но и живым, нервным, предельно искренним исполнением. Андрюша, доктор Тагабат, Мать — каждый из них не просто персонаж, а символ. Не карикатура и не аллегория — а живая боль, живая память. И именно из-за их пластичности, эмоциональных микрожест, даже молчания — до зрителя доходит то, что словами не скажешь.
Минимум средств — максимум воздействия
Сценография спектакля сдержанна. Здесь нет показного великолепия или лишних эффектов. Театр держится на простоте, но в этой простоте – mdash; сила. Она гипнотизирует. Каждый предмет, каждый световой упор — продуман до миллиметра. И это работает: вместо того, чтобы развлекать — спектакль заставляет чувствовать, думать, переживать.
Что говорят о спектакле критики?
Киевская театральная критика не осталась в стороне:
Юрий Володарский, критик:
«Это триумф абсурда над банальностью. Театр, в котором нет лишних объяснений, и потому — страшнее. Все живет в напряжении, как в зеркале, в которое не хочешь, но должен смотреть.
Виктория Федорина, редактор KyivDaily:
«Театр, в котором Волновой не звучит как ретроспектива, а как прямой голос нашего времени. Середин мастерски сохраняет дистанцию, давая сцене дышать настоящей жизнью. И это дыхание — холодный, тревожный, но нужен.
Не просто спектакль — а вызов
«Романтика» — это театр, не позволяющий остаться равнодушным. Это крик, это эхо прошлого в настоящем, это попытка отыскать в темноте хотя бы одну не преданную истину. Здесь не будет утешения. Но будет честность. И после выхода из зала — не забудешь. Потому что что-то важное в тебе уже изменилось.
Это спектакль, в который хочется возвращаться — и не только для того, чтобы понять лучшее. А чтобы пережить снова.




































































