спектакль Viva la mamma (Да здравствует мама!), или Театральные порядки и беспорядок Киев Киевский театр оперы и балета
- Диригент-постановщик – Сергей Голубничий
- Режиссер-постановщик – Виталий Пальчиков
- Художник-постановщик – Людмила Нагорная
- Хормейстер-постановщик – Анжела Масленникова
- Постановщик пластики – Сергей Кон
- Диригент – Евгений Воронко
- Концертмейстеры – Диана Верле, Мария Поляшова, Любовь Орлова
- Художник света – Михаил Евдокименко
- Звукорежиссер – Игорь Киселев
- Режиссеры, ведущие спектакль – Патимат Мирзаева, Анна Янчук
Viva la mamma! (Да здравствует мама!), или Театральные порядки и беспорядки
Итальянская комическая опера — это не просто жанр, это настоящая страсть в действии, утонченная пародия на жизнь, где под маской смеха часто скрываются серьезные истины. Чтобы понять ее феномен, следует заглянуть в атмосферу тогдашней Италии. В XVIII-XIX веках посещение оперы было для итальянцев не менее важным событием, чем для нас сейчас финал Лиги чемпионов. Вечером все общество — от торговцев к интеллигенции — стекалась в местный театр, чтобы, тесно прижавшись друг к другу, с головой окунуться в мир музыки, интриг и страстей. Спектакли шли до тех пор, пока не вызвали интерес, а затем — немедленно сменялись новыми. Грустно — заменили, весело — билеты не достать.
Композиторы, как марафонцы, творили буквально на бегу. Джоаккино Россини, гений итальянской оперы, написал своего бессмертного "Севильского цирюльника". за рекордные 16 дней. А увертюру взял вообще из старой оперы, мол, хорошая музыка зря не должна пропадать. Но даже блестящая музыка не гарантировала успеха. Все решала публика — вспыльчивая, требовательная, безжалостная. Если спектакль не поражал, зрители могли не только свистеть или кричать. иногда дело доходило до настоящих погромов.
Актёры же и сами не отстали: ревностно следили, чтобы в новой опере им досталась яркая партия. Арии, дуэты, смешные реплики — все должно было подчеркнуть их уникальность. На репетициях часто бушевали настоящие баталии: кто громче, кто явственнее, кто ближе к авансцене. Конфликты, конечно, были неотъемлемой частью процесса. Но все это — в угоду великому делу.
Один из самых ярких примеров этого театрального хаоса — опера Гаэтано Доницетти «Viva la mamma!» (в переводе — «Да здравствует мама!»). Это изысканная комическая сатира на театральное закулисье, с иронией рассказывающая обо всех тех сценах, которые зритель обычно не видит: скандалы между солистами, капризы авторов, крики режиссеров, сумасшедшие мамочки, стремящиеся карьеры для своих детей больше, чем сами дети.
В центре сюжета — провинциальный театр, где на маленькой сцене готовится премьера. Но работа не ладится: солисты враждуют, авторы ссорятся, и в этот беспорядок, как буря, врывается донна Агата — мама юной певицы Луиджи. И все, что было хаосом, становится еще большим хаосом — теперь уже с акцентом на материнскую заботу. Что из этого получится? Сказать трудно, потому что эта опера — не о результате, а о процессе. Впрочем, концовка обязательно рассмешит.
На сцене Киевской оперы спектакль идет на украинском языке — поэтому все будет ясно без дополнительных пояснений. Атмосфера — искренняя, озорная, веселая. Однако если вам вдруг что-нибудь не понравится, помните: мы — не в Италии, и крушить мебель у нас не принято. У нас, украинцев, есть свои изящные способы выражать эмоции — аплодисментами, улыбкой, а иногда и теплым словом после представления.







































