спектакль Маруся Чурай Киев 2026-02-19 18:00 Киевский театр опереты
- Режиссер-постановщик – Сергей Павлюк
- Диригент-постановщик, хормейстер-постановщик – Сергей Нестерук
- Балетмейстер-постановщик – Юрий Бусс
- Художник-постановщик – Сергей Рыдванецкий
- Художник по костюмам – Наталья Ридванецкая
- Ассистент балетмейстера – Наталья Скуба
- Хормейстер – Максим Ковальчук
- Диригент – з.д.м. Украина Дилявер Осман
- Световое оформление – Руслан Долинич, Андрей Севастьянов
- Звукорежиссер – Надежда Сидорова
- Концертмейстеры – з.о. Украины Елена Опанасенко, Анна Полищук, Любовь Титаренко, Елизавета Хляпова, Зоя Володарская
- Помощники режиссера – Елена Исаева, Ольга Жмура, Максим Добролюбов
«Маруся Чурай» — поэтическая драма о душе Украины
Впервые на сцене Национальной оперетты поставлена сценическая версия одного из самых выдающихся произведений современной украинской литературы — исторического романа в стихах Лины Костенко «Маруся Чурай». Этот лиро-эпический текст уже давно стал не просто художественным произведением — а глубокой формулой украинской национальной памяти, нравственным ориентиром и голосом эпохи, говорящей через столетие к современному человеку.
Инсценизация произведения — это не только воплощение истории, а акт духовного сопротивления, культурная попытка напомнить: именно через искусство народ возвращает себя. Постановка режиссера Сергея Павлюка — это глубоко эмоциональный и философский рассказ о женской судьбе, чести, любви и боли в водовороте военного XVII века. А еще — о том, что ни одна страна не имеет будущего без памяти о своей истории.
Главная героиня — Маруся, молодая девушка из Полтавы, талантливая поэтесса и певица, чьи песни поднимали казацкое войско на подвиги. Ее личная трагедия — обвинение в убийстве любимого — встроена в боль и тревогу целого народа. История Маруси — это история женщины, которая не ломается, не отрекается от себя и даже перед лицом казни сохраняет достоинство. Суд не верит ей, но ее правду ощущают сердцем — и именно благодаря этому она получает спасение. Ее голос становится голосом нации.
«Эта девушка — не просто Маруся. Это — голос наш. Это — песня. Это — душа…» — эти слова Ивана Искры, казака, который идет через битвы и руины к самому гетману, чтобы спасти любимую, стали квинтэссенцией всего представления. Маруся предстает не только как историческая фигура, но и как олицетворение самой Украины — преданной, изуродованной, но несокрушимой.
После помилования гетмана Хмельницкого Маруся отправляется в Киев, на богомолье. И здесь раскрывается другая, не менее важная плоскость произведения: размышления о народе, о будущем, о вине власть имущих и молчаливом участии простых людей в собственной трагедии. Ее внутренний монолог — это исповедь, с одинаковой силой звучащая и в XVII, и в XXI веке:
«Когда потомки будут отмывать эту печаль от крови и глупостей.
Ибо власть имущие — тяжело виноваты.
А что сделал народу народ?..»
Выступление погружает зрителя в мир глубокой тишины и звучания. Здесь все работает на эмоциональное влияние: и аутентичные украинские песни, мало известные широкой публике, и точная, нежная музыка, ведущая зрителя сквозь трагедию к очищению. Это театр, в котором слово — главный инструмент, а любая интонация несет в себе правду.
Постановка создана в стиле поэтического театра — жанра, сочетающего драму, лирику, пение и философский подтекст. И в этом — ее сила: она не просто рассказывает историю, а разрешает ее прожить.
Для художественного руководителя Национальной оперетты Украины, народного артиста Богдана Струтинского, эта работа имеет особое значение. Именно с постановок произведений Лины Костенко начинался его режиссерский путь, и знакомство с поэтессой оставило глубокий след в его творчестве. Сегодня «Маруся Чурай» стала частью репертуара театра, премьера состоялась в феврале 2018 года, и с тех пор спектакль не теряет своей актуальности.
Это не просто спектакль. Это молитва. Это разговор с душой. Это — память, которая звучит в каждом слове. История, которую мы обязаны знать, чтобы остаться собой.






















































