спектакль Дон Жуан Киев 2026-02-27 18:00 Киевский театр опереты
«Дон Жуан» В. А. Моцарта в Киеве на сцене Театра оперетты — это вовсе не «очередная история об искусителе», которую можно воспринять как красивую легенду. Здесь Дон Жуан становится своеобразной лакмусовой бумажкой для всего мира вокруг: он обнажает то, как общество любит говорить о морали и справедливости, но часто теряется, когда наступает момент действовать. Осуждать — легко, брать ответственность и ставить точку — гораздо сложнее. Мы будто и видим зло, будто и возмущаемся, но одновременно терпим его, спрятавшись за "сомнения", паузы, бесконечные разговоры о том, кто пострадал больше и точно ли это было настолько страшно. И именно в этой коллективной нерешительности Дон Жуан чувствует себя свободно.
Из первых тактов мощной увертюры музыка буквально подхватывает и не отпускает. Моцарт имеет редкую способность держать напряжение не громкостью, а точностью: темпом, контрастами, мгновенными изменениями настроения. В один момент — искрящаяся комедия с живыми диалогами, в следующий — темная тень, где смех уже звучит немного нервно. Ты будто развлекаешься, но внутри постоянно есть ощущение, что эта история не о «когда-то и где-то», а о нас, о знакомых механизмах оправданий и молчаливого согласия.
Отдельная сила этой оперы — в персонажах. Моцарт создал не просто набор типажей, а настоящую галерею характеров, узнаваемых с первого выхода. Романтичный и благородный Дон Оттавио — тот, кто стремится действовать «правильно», но часто опаздывает, потому что слишком долго взвешивает. Нежная Донна Анна — не только образ красоты и достоинства, а внутренний конфликт между болью, обязанностью и правом по собственному выбору. Страстная Донна Эльвира — живая, темпераментная, иногда резкая, но глубоко честная в своей эмоции: она одновременно и разоблачает Дон Жуана и не может окончательно отпустить прошлое. Церлина и Мазетто добавляют эту историю земной искренности: простые, прямые, без лишних масок — именно поэтому их сцены звучат так по-человечески. А Лепорелло — не просто «слуга для комических моментов», а зеркало Дон Жуана и, если честно, еще и зеркало зрителя: он остроумный, сообразительный, умеет выживать, ворчит, возмущается, но продолжает оставаться рядом, потому что это удобно, потому что страшно потерять опору, ибо»
И здесь возникает самое интересное: в этой версии истории Дон Жуан выглядит не столько главным «двигателем» событий, сколько их результатом. Он как бы становится объектом, из-за которого проявляется слабость других — страх назвать вещи своими именами, сделать окончательный шаг, разорвать круг бездействия. Он — продукт коллективного качества, олицетворение совместного отказа действовать там, где действие нужно уже давно. Именно поэтому опера оставляет после себя не только музыкальный восторг, но и неприятный вопрос: а что мы делаем, когда видим несправедливость? Действительно ли «не можем ничего изменить» или просто откладываем момент решения?
«Дон Жуан» — спектакль, работающий на нескольких уровнях сразу. Она очаровывает музыкой, держит драмой, дарит искры юмору, но главное — не отпускает мнения после финала. Это тот вечер в театре, когда выходишь с ощущением, что тебя не просто развлекли, а аккуратно затронули тему, от которой обычно хочется отвлечься. И именно поэтому эта опера снова и снова возвращается на сцены мира: потому что в ней слишком много правды, чтобы оставаться «лишь историей об авантюристе».











































