Орест Авдыкович: педагог, литератор, мыслитель эпохи поиска и излома
Жизнеописание Ореста Авдиковича — это не только история об одном из малоизвестных, но важных украинских литераторах начала XX века. Это портрет человека, умеющего сочетать глубину философской мысли с тонкой художественной интуицией, оставаясь при этом активным участником общественной и культурной жизни Перемышля. Его литературное и педагогическое наследие лишь частично исследовано, однако уже известные публикации свидетельствуют: перед нами была личность исключительной внутренней силы, уязвимой эмоциональности и интеллектуальной глубины.
Родился Орест Авдыкович 16 февраля 1877 года в селе Сороки Тернопольской области в семье священника. Образование получил во Львовской украинской гимназии — единственном в то время среднем учебном заведении с украинским языком преподавания в Галичине. Несмотря на отцовское желание видеть сына инженером, юноша, повинуясь внутреннему зову, оставил техническую Горную академию в Леобене и поступил на философский факультет Львовского университета.
По завершении учебы Авдыкович переехал в Перемышль, где начал педагогическую деятельность. Сначала преподавал в польской гимназии, а с 1903 года – mdash; в украинской гимназии под руководством Григория Цеглинского. Также преподавал в девичьем лицее. Его интеллигентность, утонченность мышления и искренний интерес к воспитанникам быстро снискали ему уважение как среди учеников, так и коллег. Уже в 1907 году он стал полноправным учителем, а с 1909-го – mdash; цесарско-королевским профессором. Он преподавал украинский, латинский и греческий языки, занимался библиотекой, организовывал литературные вечера, драматические кружки, руководил школьным театром. В январе 1912 года под его руководством ученический театр поставил пьесу Ивана Франко «Учитель».
Однако его деятельность не ограничивалась только стенами гимназии. Авдыкович был активен в общественном пространстве Перемышля — возглавлял Общество лекций имени Петра Могилы, организовывал публичные доклады, читал лекции по украинской литературе, собирал молодежь, которая приходила не только слушать, но и приобщаться к культурному движению.
Творчество Ореста Авдиковича берет свое начало в 1890-х годах. На его литературное становление оказал большое влияние Осип Маковей — редактор газеты «Буковина» и соредактор «Литературно-научного вестника». Именно там впервые появляются произведения Авдыковича. Его новеллы и очерки быстро привлекают внимание критиков — их печатают в «Дели», «Руслане», а впоследствии и в ЛНО. Уже в первых сборниках — «Поэзия и проза», «Очерк одних суток», «Бабочки», «Нетли», «Демон руины» — чувствуется влияние декадентских мотивов, характерных для европейской литературы того времени. Его манеру письма сравнивали с творчеством Станислава Пшибышевского, популярного в Кракове автора, известного своим символизмом и даже скандальной репутацией.
На работы Авдыковича обратил внимание Иван Франко, который, хотя и выразил определенную критику относительно еще не созревшей формы, признал значительный литературный потенциал молодого писателя. Самые совершенные из своих рассказов автор собрал в сборнике «Моя популярность и другие рассказы» (1905), изданной при содействии Владимира Гнатюка, высоко оценившего юмористическую тональность, деликатную сатиру и присущую текстам аллегоричность.
Первая мировая война стала этапом перелома в жизни Авдыковича. Он написал мистерию «Ой в родном краю и на Диком поле», посвященную гуцульским сечевым стрелкам. В 1918 году эта пьеса была напечатана, но сборник с 13 рассказами, переданный Антону Крушельницкому в печать, исчез в водовороте военных событий. Только один из этих текстов — рассказ «На пожарищах» — увидел свет в 1929 году.
Авдыкович оставил после себя и весомые литературоведческие труды. Его исследование «Критический разбор более важных рассказов Ол. Конисского» и «Форма писаний Маркияна Шашкевича» — это не просто разведка, а попытка осмыслить национальную литературную традицию как процесс от инстинктивного национального пробуждения до сознательной культурной борьбы. В оценке Конисского он видит не только писателя, но прежде всего учителя нации. Итоговые слова, которыми Авдикович завершает свою статью, актуальны и сейчас: «Горячая любовь к родному краю и народу греет и духотворит и не дает мужчине валяться гнилой колодой».
Последние годы жизни Авдыковича были отмечены тяжелым недугом. На 40-м году жизни он заболел воспалением спинного мозга. Учебный год 1917/1918 ему предоставили отпуск на лечение в Вене, однако спасти его не удалось. 28 октября 1918 г. он умер. Похоронили его на Центральном кладбище в Перемышле, однако ныне следы его могилы потеряны. Символично и больно, что даже в смерти он – mdash; один из тех украинцев, которых и дальше пытаются вычеркнуть из памяти.
Творчество Ореста Авдиковича — это тихое, но поразительное присутствие в литературном пространстве. Это голос поколения, искавшего новые формы, но не отрекавшегося от содержания. Он принадлежит к тем, чью память нужно возвращать, чье наследие ждет новое прочтение и достойную оценку.




