спектакль Весна и осень Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
«Весна и осень»: история рождения балета Джона Ноймаера
В апреле 1991 года, работая над хореографией в «Стручная серенада» Дворжака, в голове вдруг мелькнули слова: «Весна и осень». Они возникли неожиданно — будто легкий порыв вдохновения, затронутый во время творческого процесса. И тогда я задумался: а не могла ли эта фраза стать названием моего нового балета?
Когда-то английский поэт Джерард Менли Гопкинс назвал свое стихотворение именно так — Spring and Fall. В те же годы, когда Гопкинс создавал поэзию, чешский романтик Антонин Дворжак писал свою "Серенаду". Эти два художественных события, кажется, перекликались друг с другом — в эмоции, в настроении, в ритмах души.
Многозначность названия
Фраза Spring and Fall на английском имеет удивительную глубину. В буквальном переводе — «весна и осень», но и одновременно — «скачок и падение», что на удивление хорошо описывает природу танца. Эти слова будто созданы для балета. Такова динамика — это основа движения в технике Дорис Хамфри, которая говорила об &арка;арке между двумя смертями» — момент, когда тело отрывается от земли и снова возвращается к ней, не в состоянии обойти гравитацию.
Но еще глубже — весна как начало, источник, пробуждение, и осень — как упадок, завершение, падение. Они символизируют не только времена года, но и метафизический цикл жизни: рождение и непреходящее. Гопкинс, несомненно, имел в виду это, выбирая название для своего произведения.
Параллели и переклики
Рядом, в том же здании, где я работал, проходили репетиции последнего балета Энтони Тюдора. Он создал его на музыку струнного квартета Дворжака, а назвал — «Листья'я». Та же суть. Может быть, это Дворжак вдохновил обоих нас? Может быть, музыка, в которой живет и весна, и осень, стала общей точкой для наблюдений за течением жизни?
Тюдор, уже на исходе своей жизни, поставил балет о юности, о любви и весенних надеждах. И хотя название его произведения звучит меланхолично, сам балет оказался легким, нежным, ироническим. действом, исполненным света. Стена — абстрактная, но наполненная естественными образами: деревья, листья, цветы, дождь.
Дворжак, как и Гопкинс, глубоко чувствовал природу. Для одного — это были ежедневные зарисовки в дневнике, для другого — мелодии, в которых оживала природа Чехии Все эти детали, вся эта внимательность к окружающему — это также «Весна и осень».
Но не о природе
И все же, не о природе — по крайней мере, не напрямую — говорится в моем балете. Это не аллегория на жизнь, не поэтическое наблюдение за растениями и облаками. Это история о танцовщике и о самом танце. Стихотворение Хопкинса о инстинктивно скучающей по девочке по тому, чего еще не осознает, — не совсем об этом. Но мне близка его форма, его энергетика, его ритм.
Язык Гопкинса жив, пульсирующий. Он экспериментировал со словом, с формой, со звуком. Его поэзия — это уже почти музыка, она звучит как симфония в словах. И именно эта музыкальность стала для меня источником вдохновения. Ибо движение — это язык. А музыка — это движение. А язык – mdash; это музыка.
Поэтому я и назвал балет «Spring and Fall».
Джон Ноймайер — хореограф, которому доверяет сцена
Джон Ноймайер — один из самых влиятельных хореографов ХХ века. Танцовщик с американскими корнями, он почти всю жизнь работает в Германии. С 1973 года он является бессменным руководителем Гамбургского балета, а с 1978-го – mdash; возглавляет и балетную школу при театре.
Его балеты — больше, чем танец
В творческом арсенале Ноймаера — свыше 200 хореографических постановок. Он работает не только с классикой. Его особенность — способность глубоко переосмысливать литературные тексты, превращая его в танцевальные драматургии. Среди новаторских подходов — симфонические балеты на музыку Малера, мессы и оратории на музыку Баха, Генделя, Моцарта.
Родился в Милуоки, учился одновременно литературе и театру, а параллельно — хореография. Его первые попытки, как балетмейстера, были еще в университетском театре. Впоследствии — обучение в Королевском балете Дании, затем — работа со Штутгартским балетом.
Человек, воспитывающий будущее
Помимо творческой работы, Ноймайер уделяет много внимания воспитанию молодежи. Он основал школу при Гамбургском балете, а в 2011 году — к тому же Национальный молодежный балет Германии. Сегодня большинство артистов его театра – mdash; это питомцы именно этой школы.
Как хореограф, он сотрудничает с ведущими балетными сценами мира — Лондон, Париж, Вена, Токио, Пекин, Канада, США. Его приглашают лучшие трупы, а его постановки оставляют след в сердце зрителя.
«Я счастлив поддержать украинский балет»
Так говорит сам Джон Ноймайер. И это не просто слова — это позиция. В его творчестве ощущается поиск новых смыслов, глубина, открытость к миру — ценности, которые очень важны сегодня. Балет «Spring and Fall» — не только об изменении времен года. Это история об изменении внутренних состояний, о мгновении, текущем через движение. О человеке. О танце.
































