• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Риголетто Киев Национальная опера Украины

Описание
Фото (13)
Видео
Отзывы (0)

спектакль Риголетто Киев 2025-12-20 15:30 Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко

«Риголетто» Джузеппе Верди — опера, обнажающая человеческие страсти

Среди великого наследия оперного искусства есть произведения, которые не просто сохраняют свою актуальность веками, но и продолжают поражать зрителей эмоциональной глубиной и художественной правдой. Одной из таких опер по праву считается «Риголетто» Джузеппе Верди — композитора, навсегда изменившего лицо итальянской оперы, придав ей драматическую силу, человеческое лицо и новый музыкальный язык.

Верди создал 26 опер, но именно «Риголетто» стала той вершиной, с которой началось его полное обновление итальянской оперы. Она была написана в 1851 году, вдохновленная драмой Виктора Гюго «Король играет», — произведением, в свое время запретным за политическую смелость. Верди удалось, несмотря на цензурные запреты, сохранить основную сущность оригинала, заменив французского короля Франциска I на герцога Мантуанского, а шута Трибуле – mdash; на Риголетто. Но суть конфликта осталась неизменной: одинокий человек, пытающийся защитить то единственное, что ему дорого, — свою дочь — от безжалостного мира цинизма, власти и фальши.

Франческо Пиаве, либретист оперы, работал в тесном контакте с композитором. Верди сам задавал тон и драматические повороты сюжета — для него в музыке важнейшими были характеры, психология, эмоции. Он стремился к тому, чтобы каждая партия не просто звучала красиво, а несла глубокий смысл. В этом и состоит величие его таланта: не украсить, а обнажить, дать музыке возможность рассказать правду — страшную, эмоциональную, человеческую.

В «Риголетто» Верди смело противопоставляет внешний блеск аристократического мира и внутреннюю трагедию человека, которую общество считает комической фигурой. Риголетто — шут, развлекающий герцога, беспощадно насмехается над другими, и одновременно — нежный отец, готовый на все ради безопасности Джильды. Он разрывается между ненавистью к миру и любовью к дочери, и именно этот внутренний конфликт — ядро оперы.

Сценическое действие оперы построено на резких контрастах: от насмешливых песен до трагических арий, от роскоши бала до мрачной сцены похищения. Каждый персонаж имеет свой ярко выраженный музыкальный характер: герцог с легкомысленной, но привлекательной натурой; Джильда — чистая, доверчивая, трогательная; Риголетто — многослойный, противоречивый, глубоко трагедийный; Спарафучилле — темный и угрожающий. Особую эмоциональную насыщенность добавляют лейтмотивы, которые пронизывают всю партитуру и придают ей целостность и напряжение.

Премьера «Риголетто» состоялась в Венеции, в театре Ла Фениче, и сразу принесла Верди новую волну славы. Сам композитор писал после постановки: «Я доволен собой и думаю, что ничего лучше уже не напишу». И хотя он создал немало шедевров и после "Риголетто", именно эта опера до сих пор считается одной из самых глубоких и человечных в его наследии.

В украинской истории «Риголетто» появилась вскоре после своей мировой премьеры — впервые прозвучала в Киеве в 1863 году в исполнении итальянской труппы Фердинанда Бергера. С тех пор неоднократно возвращалась на киевскую сцену: в 1900-м – mdash; в репертуаре харьковской труппы А. Церетели; в 1910-м — с легендарной Антониной Неждановой; в 1934-м — с участием Ивана Козловского; в послевоенные годы — с дебютом Елизаветы Чавдар; а в 1975-м — в новой постановке с Евгенией Мирошниченко и Дмитрием Гнатюком.

И сегодня «Риголетто» остается живым голосом драматического театра, переданного через музыку. Это опера о боли, любви, предательстве и мести, но прежде всего — о глубине человеческого сердца, которое пытается выстоять в мире, где справедливость — не всегда закон, а любовь — не всегда спасение.

В этом и заключается ее бессмертие.

Сюжет оперы «Риголетто» Дж. Верди: трагедия в трех действиях

Действие первое

Картина первая — бал во дворце герцога Мантуанского

Праздник в разгаре. Во дворце герцога раздается музыка, все вокруг полно веселья и роскоши. В центре внимания — сам герцог Мантуанский: молодой, привлекательный и развратный обладатель, известный своими многочисленными любовными похождениями. В компании друзей он делится историей о волшебной девушке, которую встретил возле церкви.

Рядом с ним — придворный шут Риголетто. Это не просто шутник, а человек сломанной судьбы: презирает себя из-за уродства и горбатости, презирает придворных за тщеславие, герцога — за легкомыслие, а остальной мир — за то, что у них нет такого же бремени, как у него. Его способ отмщения — издевательства, интриги, ядовитые шутки.

Когда герцог заиграет к графине Чепрано прямо на глазах ее мужа, Риголетто подливает масла в огонь, издеваясь над ревнивым графом. Это становится последней каплей — придворные задумывают месть. Узнав, что Риголетто прячет женщину в отдаленном доме, они решают ее похитить — в угоду герцогу и ради удовольствия унизить шута.

Веселость прерывает появление графа Монтероне, требующего ответа за опозоренную дочь. Риголетто насмехается над ним, за что тот проклинает его — и это проклятие ложится на душу шута, как тяжкое бремя.

Картина друга — встреча отца и дочери

На окраине города Риголетто возвращается домой, ошеломленный словами Монтероне. По дороге он встречает Спарафучилле — наемного убийцу, предлагающего свои услуги. Шут не принимает предложения, но запоминает имя.

В своем доме Риголетто снова чувствует себя человеком. Только здесь, рядом с дочерью Джильдой, он может быть нежным, искренним, настоящим. Девушка, живущая в одиночестве, радуется приезду отца, но чувствует: что-то его тревожит. Риголетто, как обычно, скрывает от нее свою профессию и темную сторону жизни.

Тайно в сад пробирается герцог. Для Джильды он — тот самый юноша, которого она встретила у церкви. Он называет себя бедным студентом и признается в любви. Растроганная девушка отвечает ему взаимностью.

В настоящее время заговорщики — придворные — делают вид, будто хотят похитить графиню Чепрано. Они убеждают Риголетто помочь им. Завязав ему глаза и заставив поддерживать лестницу, они проникают в его собственный дом и похищают Джильду. Когда шут понимает, что произошло — звучит страшный крик в ночной тишине.

Действие друга

На следующее утро герцог с грустью вспоминает свою волшебную незнакомку, которая исчезла. Но вскоре придворные приносят ему хорошее известие — девушка уже во дворце. Радостный герцог спешит к ней.

С'является Риголетто. Внешне он спокоен, даже ироничен, но в его словах слышны боль и гнев. Униженный, истощенный горем, он ищет свою дочь, но придворные только смеются и намекают: герцог не один в своих покоях. Риголетто догадывается обо всем.

В разгар сцены Джильда выбегает. Она все еще верит в любовь герцога и признается отцу, что пошла за ним добровольно. В ее словах — наивность и преданность. Риголетто же, охваченный яростью, клянется отомстить.

Их дуэт — душевный надлом: отец рвется к мести, а дочь просит пощады для предателя, потому что все еще любит его.

Действие третье

На безлюдной окраине города, вблизи таверны Спарафучилле, Риголетто приводит Джильду. Он хочет, чтобы она своими глазами убедилась: герцог предатель. Тот вскоре появляется на свидание с сестрой убийцы — Маддален. Джильда опустошена.

Риголетто посылает дочь домой, а сам договаривается с убийцей о смерти герцога. Но Маддалена, растроганная красотой юноши, умоляюще просит брата не убивать его. Спарафучилле колеблется, но остается верен своему ремеслу: разве кто-нибудь другой случайно не окажется в доме?

Между тем Джильда возвращается, переодета в мужскую одежду. Она слышит все — и решает пожертвовать собой, чтобы спасти любимого.

Спарафучилле, не зная, кого именно убивает, прячет тело в мешке. Когда Риголетто возвращается, он забирает сверток и готовится окончательно избавиться от врага. Но в этот момент раздается голос герцога, поющего легкомысленную песню...

Испугнувшийся, Риголетто открывает мешок. Его охватывает ужас — перед ним при свете молнии появляется израненная Джильда. Она еще жива, но смерть уже близка. Ее жертва стала финальным актом трагедии. Так свершилось проклятие Монтероне. Риголетто, который сам когда-то смеялся над чужим горем, теперь теряет самое ценное.

«Риголетто» — это не просто опера. Это эмоциональный удар, заставляющий каждого задуматься: сколько боли может скрывать маска смеха, и какой дорогой может быть цена любви, предательства и мести.

  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто
  • Риголетто

Отзывы

Еще нет ни одного отзыва. Ваш отзыв будет первым.