спектакль Наталка Полтавка Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
Действие первое
Картина первая
На живописном берегу Ворсклы, в скромной хижине, потерянной среди верб, живет вдова Горпина вместе со своей дочерью Наталкой. После утраты мужа и имущества им пришлось покинуть Полтаву и начать новую жизнь в селе. Бедность и бремя обыденности стали их постоянными спутниками.
Наталья — девушка с добрым сердцем, открытой душой и яркой красотой — давно пленила сердца деревенских парней. Однако ее сердце принадлежит только одному — Петру, который отправился на заработки, чтобы вернуться и жениться на ней. Прошло время, а парень не возвращается.
Наталья с нежностью вспоминает своего любимого, клянусь небу в верности. В этот момент к ней наведывается Возный — самоуверенный панок, работающий в суде и считающий себя выгодной партией. Он делает предложение руки и сердца, не забывая подчеркнуть свои заслуги и состояние.
Наталья сначала пытается вежливо избежать ответа, но когда настойчивость Возного переходит границу, прямо отказывает ему. Расстроенный, но не готовый отступать, Возный обращается за помощью к местному дельцу Макогоненко, который берется убедить Терпилиху, что брак Натальи с почтенным господином — лучший выход из ситуации.
Картина друга
Макогоненко не теряет времени: появляется в доме Терпилихи и начинает внушать вдову мысль о выгодном замужестве дочери. Терпилиха, уставшая от нищеты, тоже начинает давить на Наталку: где же тот Петр, когда его застыл? Им с матерью все труднее сводить концы с концами.
Наталье больно слышно упреки матери. Она знает, что ее сердце принадлежит Петру, но измученная обстоятельствами и ради покоя родного человека дает согласие на помолвку с Возным.
Действие друга
На сельской дороге встречаем бурлака Николая, который тяжело зарабатывает на хлеб. Именно к нему приходит только что вернувшийся из заработков Петр. Встреча с Николаем доставляет радость и в то же время горькое известие: Наталью засватали за Возного.
Ошеломленный, Петр просит друга узнать, действительно ли девушка этого хочет. Но судьба сама ведет ему навстречу: Наташа выходит из хаты и видит Петра. Ее сердце не выдерживает — она бросается к нему с пылкими словами любви.
Она признается, что вынуждена была дать согласие под давлением обстоятельств, но никогда не переставала его любить. И теперь, когда он вернулся, он не сможет жить с другим.
Терпилиха и Макогоненко возмущены. В этот момент Петр заявляет, что ради покоя Наталки и ее матери готов уйти навсегда.
Этот самоотверженный поступок растапливает сердце Терпилихи, а также Возный, тронутый искренностью чувств, отказывается от брака. Он с благородством признает: любовь стоит больше, чем ее самолюбие.
Крестьяне, собравшиеся возле дома Терпилихи, становятся свидетелями счастливого поворота судьбы: все искренне поздравляют Наталью и Петра. Любовь побеждает. Они — вместе.
«Наталья Полтавка» Николая Лысенко — сердце украинской оперы
Среди настоящих жемчужин украинского музыкального наследия опера Николая Лысенко «Наталья Полтавка» занимает особое место. Она не просто отражает народный дух — она живет им, дышит и звучит как голос самой Украины. Здесь все настоящее — и глубокие чувства героев, и щемящая лиричность, и меткая сатира на общественные порядки.
Как рождалась опера
Когда Николай Лысенко взялся за музыкальную обработку пьесы Ивана Котляревского, он уже имел возможность ознакомиться с музыкальными версиями этой истории. Однако эти попытки были скорее легкими водевилями, которые не отражали подлинной глубины народной жизни. Его целью было другое — вывести «Наталку Полтавку» на качественно новый уровень, создать национальную оперу, соединяющую достойную драматургию, искреннюю мелодику и глубокую человеческую правду.
Начал работу еще в 1864 году и не спешил — первый вариант не удовлетворил композитора. Он возвращался к ней снова и снова почти 25 лет. Эта настойчивость говорит только об одном: эта история была для него очень важна. И не зря — в 1889 году появляется клавир, открывший путь &Наталки Полтавке» на большие сцены.
Музыка, говорящая на языке народа
Лысенко не стал менять пьесу, не добавлял новых героев или сюжетных поворотов. Он тонко и искусно «вдохнул» в знакомую историю музыку, усиливающую характеры, акценты, настроение. Вся опера буквально пронизана народнопесенным мелосом, поэтому она так близка и понятна каждому слушателю.
Наталья — не идеализированный образ, а реальная девушка: трудолюбивая, отзывчивая, умная, искренняя. В песне «Веют ветры» — не просто грусть, а глубокая душевная тоска по любимому Петру. А у «Видно пути полтавские» — внутренняя борьба между чувствами и обязанностью, попытка понять свою судьбу и принять ее.
Петр — воплощение лиричности, сердечности. Его арии давно стали народными — «Ой не шуми, луже», «Да нет в мире хуже никому», «Солнце низенько» — это не просто песни, а голос души украинца, верного, нежного, но сильного в своих убеждениях.
Социальные типажи и сатирические нотки
Наташа иметь — Терпилиха — будто со всего мира собрала в себе боль и горечь украинской женщины, сломанной нищетой, но не потерянной до конца. Она верит, что хоть бедность — не приговор, но все же спасением может стать брак дочери с богатым Возным.
А вот Возный и Выборный — это уже сатира на чиновничество и деревенское господство. Их дуэт – mdash; это настоящий театр лицемерия и самовлюбленности. Лысенко передает эту глитаевскую натуру в музыке с особой иронией: фальшивая патетика, забавные ритмичные тротуары — все это создает настоящий «портрет» типажей.
Судьба оперы на сцене
Еще при жизни композитора «Наталья Полтавка» стала хитом украинских музыкально-драматических трупп. В ней играли первые звезды украинского театра: Мария Заньковецкая, Афанасий Саксаганский, Иван Марьяненко, Наталья Ужвий.
В Киеве впервые поставили эту оперу в 1936 году и с тех пор к ней обращались еще не раз. Она шла в постановках таких мастеров как Владимир Манзий, Амвросий Бучма, Дмитрий Гнатюк, а музыку "оживляли". известные дирижеры — Чистяков, Йориш, Тольба, Гамкало.
Последняя сценическая версия, которую сейчас видит зритель, — результат сотрудничества композитора Мирослава Скорика и режиссера Анатолия Соловьяненко. Они сохранили дух классической оперы, но деликатно адаптировали ее ритм и структуру к современным требованиям. сделали ее более динамичной, эмоционально выразительной, не потеряв при этом глубины.
«Наталья Полтавка» — это не просто опера. Это голос нации, несущий в себе и смех, и слезы, и глубокую любовь к жизни. И в этом, пожалуй, ее главная магия — она всегда жива.








































