Александр Петрович Довженко (1894-1956) — одна из самых трагических и величественных фигур украинской культуры XX века. Режиссер, писатель, художник, мыслитель, создавший шедевры мирового кинематографа, он прошел сложный и болезненный путь в советской имперской системе, одновременно возвеличивавшей его и уничтожающий.
Родился 12 сентября 1894 года в селе Юнище на Черниговщине, в семье земледельцев казацкого происхождения. Из одиннадцати детей в семье выжили только двое, а отец, в отличие от деда, был неграмотным. Мать, "рожденная для песен", всю жизнь проплакала. Учился в Глуховском учительском институте, где его, по собственному признанию, готовили не к образованию, а к обрусению края. Крадом добывал запрещенную украинскую литературу. Во время Украинской революции 1917-1921 годов участвовал в борьбе за независимость в составе 3-го Сердюкского полка. В период стремительных изменений и многочисленных оккупаций остался в Киеве, где часто находился на грани смерти.
В 1920-х годах благодаря поддержке украинских борьбистов выехал в Западную Европу, работал в Варшаве и Берлине. В Германии наконец-то осуществил мечту о художественном образовании: поступил в частную школу экспрессиониста Геккеля. После возвращения в Украину (1923) поселился в Харькове, где присоединился к кругу ВАПЛИТЕ. Работал как художник, карикатурист и сценарист, а впоследствии — как кинорежиссер.
Настоящий прорыв в киноискусстве произошел с появлением фильмов "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929) и "Земля" (1930). Эти работы вывели Довженко на вершину мирового искусства. "Земля" стала одной из самых выдающихся кинопоэм в истории — гимн украинской природе, человеку, жизни, смерти как части большого кругооборота. Эти картины были не просто кинематографом, а на новом языке экрана, где поэзия слилась с реальностью.
Однако именно эти шедевры стали причиной трагедии художника. В СССР его обвинили в национализме. После сокрушительной критики фильма "Земля" (в частности статьи Демьяна Бедного) Довженко пережил тяжелый психический кризис. Боясь ареста, в 1934 вынужден был переехать в Москву, откуда больше не вернулся к полноценной творческой жизни в Украине.
В Москве его творчество взяли под контроль. Сталин давал ему темы для фильмов, фактически используя его талант в пользу российской пропаганды. За 22 года в неволе он создал всего три ленты — "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939) и "Мичурин" (1948). Ни один из них не сравнился с ранними работами.
Во время Второй мировой войны Довженко снова приблизился к Украине: снял хроникальные фильмы "Битва за нашу советскую Украину" (1943) и "Победа на Правобережье" (1945). Вдохновленный несгибаемостью народа, создал "Повесть пламенных лет" — кинопоэму о человеческом достоинстве и победе духа. Но послевоенная волна репрессий снова загнала его в тупик.
Только в конце жизни ему удалось вырваться в Украину. В 1952 году Довженко побывал на строительстве Каховской ГЭС, где задумал снять фильм-эпопею о Днепре. Там среди украинских пейзажей он нашел душевный мир и вдохновение. "Я никуда не хочу ехать. Я останусь на Днепре..." — писал он в записных книжках.
Однако реализовать замысел не суждено. Довженко скончался 25 ноября 1956 года в Москве. После его смерти российские власти издали его сценарии и прозу как российские произведения, выбросив упоминания об украинском происхождении художника.
Да настоящее лицо Довженко не стереть. Его "Земля", "Очарованная Десна", "Поэма о море" остались камертоном украинского духа. Он остался верен украинской культуре, став голосом поколения, возникшего в эпоху надежды и уничтоженного в эпоху террора. Но именно такие голоса прорастают через запреты и молчания. И звучат — долго, честно, навсегда.




