• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Лесная песня Киев Национальная опера Украины

Описание
Фото (8)
Видео
Отзывы (0)

спектакль Лесная песня Киев 2025-12-10 17:00 Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

Только что на деревьях трепетно ​​шевельнулись первые листья, как только покрылись зеленым одеялом холмы и долины, как в лесную поляну стремительно, как песня, вбежал весенний ручей — тот самый, которого зовут Плотины рвущий. Его вода смеялась, переливалась, он будто танцевал, обнимая ногами землю. Весело и восхищенно он закружил с русалкой — дочерью Водяного, умолял ее убежать с ним, покинуть холодную глубину и нырнуть в водоворот весенней свободы.

Да суровый отец не дремлет. Жестоким взглядом прогоняет он беспокойного ручья, а дочь — упрямую и обольщенную — хватает за руку и силой тянет обратно в темную глубину.

Между тем в лес заходят дядя Лев и юноша Лукаш. И как только Лукаш касается свирели — просыпается лес. Звучит тихая перекличка голосов — деревья, трава, птички, даже тени отзываются по зову музыки. И из глубины зачарованного леса появляется она — Мовка. Пробужденная мелодией, она, как легкое дыхание весны, предстает перед Лукашем именно в тот момент, когда он поднял топор, чтобы срубить молоденькую белокорую березку. Ее появление останавливает его, а взгляд — очаровывает. Все вокруг замирает, потому что между ними только рождается нечто большее, чем случайная встреча.

 

...Что ж, ты совсем такая,

как девушка... да нет, скорее как панна,

ибо и руки белые, и самая тоненькая,

и как-то так одета не по-нашему...

А почему же у тебя глаза не зеленые?

Да нет, теперь зеленые...а были,

как небо, синие...О! теперь уже седые,

как это облако...нет, кажется, черные,

или, может, карать...удивительная!

 

Когда хитрая и игривая Русалка вместе с веселым, но коварным лесным чертеном Куцем манят Лукаша к трясине, словно в танце обещаний и призраков, он не замечает, как теряет осторожность. И именно в тот момент, когда опасность становится реальностью, на помощь приходит Мавка. Она не колеблясь спасает его из болотной ловушки.

В ее сердце что-то меняется. Она — дочь леса, созданная из музыки деревьев и дуновения ветра, — испытывает волну эмоций, которые раньше были ей чужды. То, что рождается в ней, уже не просто любопытство или восхищение — это первое глубокое истинное чувство. Нимфа, которая всегда жила в гармонии с природой, теперь открывает для себя совсем другой мир — мир человеческих переживаний, где нежность переплетается с тревогой, а желание быть рядом — со страхом быть непонятной.

 

Взгляни, моя сестренка, так я счастлива!

Не рони, ив, слез над водой,

будет же, маменька, милый со мной!..

Отец мой родной, темненький рощи,

как же я ночечку сюю упускаю?

Ночь короткая — длинная разлука...

Что же мне суждено — счастье или мучение?

Действие друга

На уютной лесной поляне Лукаш построил дом — словно для новой жизни, для счастья, которое казалось совсем рядом. Но не нашлось в том доме места для нежной, тонкой, как стебель, Мавки. Ее естественная тишина, уязвимость и душевная чистота не пришлись к сердцу матери Лукаша. Она видела в Мавке только слабость, непрактичность — все то, что не подходит к строгой обыденности сельской жизни.

Итак, не колеблясь, мать приводит в дом другую женщину — вдову Килину. И — полная противоположность Мовцы: коренастая, решительная, с руками, не знающими покоя. Она сразу же берется в хозяйство, наводит порядок, и кажется, что именно такую ​​Лукаш должен иметь рядом — надежную, земную, «реальную».

Мавка остается наедине со своей болью. Лесные духи — Русалка, Перелесник, Куць — пытаются развлечь ее, отвлечь мысли, заставить забыть... Но тщетно. Любовь, которую она испытала, оставила след, глубже любого заклятия. И именно в эту минуту слабости появляется тот, что в скале сидит — хмурый, опасный дух темной глубины. Его руки, алчные к чужому свету, тянутся к Мавке. Он не предлагает утешение — только тень, только забвение, лишь молчаливую тьму вместо болищего сердца.

 

Я поведу тебя в дальний край,

неизвестный край, где тихие, темные воды

спокойно спят, как мертвые, тусклые глаза,

молчаливые скалы там стоят над ними

немыми свидетелями умерших событий.

Тебя возьму я. Ты туда принадлежишь:

ты бледнеешь от огня, от движения млеешь,

для тебя счастье — тень, ты неживая.

 

Но Мавка не подчиняется:

 

Нет! Я жива! Я буду жить вечно!

У меня есть то, что не умирает.

 

Мавка подбежала к Лукашу, ее сердце билось в надежде, глаза умоляли о чем-то последнем, самом важном. Она не сказала и слова — только взглядом искала в нем того человека, которого любила. Но в ответ — холод и отстраненность. Лукаш, не в состоянии или не желая почувствовать ее боль, грубо отталкивает ее.

Это был момент, когда в Мавке что-то оборвалось. Отчаяние, боль и измена слились в одно целое. Не видя больше смысла существования, она бросается в объятия Темного — То, что в скале сидит. И как только его тени обнимают ее, над ее светлой сущностью навеки запираются тяжелые каменные глыбы. Лес теряет свою душу...

А в деревне между тем — музыка, смех, праздничная кутерьма. Свадьба Килины и Лукаша. Но для него это радость — пустая. Среди гомона гостей вдруг выныривает призрачный, тоскливый образ Мавки. Она как тень — не осуждает, не плачет, просто смотрит. И этой точки зрения достаточно, чтобы в сердце Лукаша что-то оборвалось. Все, что он пытался забыть, вдруг разражается в нем болью и стыдом.

Не выдержав веса собственной измены, он бросает все — невесту, гостей, музыку — и, словно спасаясь, убегает в лес. В надежде найти там прощение. Или — хотя бы тишину.

Действие третье

Лес не прощает измены. И хотя молчит в кронах деревьев и в дыхании трав, он видит все. Жители леса, чувствуя боль Мавки, уныние и опустошение, наказывают Лукаша. Его разум тускнеет, сознание распадается, как листья осенью — он больше не тот, кем был. Но именно тогда, когда, кажется, уже нет надежды, происходит чудо.

Любовь Мавки — чистое, как источник, сильное, как весенний паводок, — пробуждает ее из плена камня. Скала рассыпается в прах, и Мавка возвращается в мир. Она идет к нему, к своему Лукашу — не с обвинением, а с любовью, которая не исчезла даже после всего пережитого.

Увидев ее, он склоняется к ее ногам, сломленный стыдом и виной. Но не может выдержать собственной слабости — снова убегает.

Ковина, взбешенная от ревности, проклинает соперницу. И Мавка, не цепляясь за этот мир, превращается в иву — нежную, грустную, как молчаливая песня. Ее душа остается в дереве.

Прошло время. Сын Килины играет возле ивы. Он вырезает из нее свирель и просит Лукаша заиграть. И как только он прикасается губами к инструменту — звучит музыка. С первых нот — это не просто мелодия. Это голос. Это душа Мавки оживает в песне. Ее тоска, ее нежность, ее прощение — все льется в каждом звуке.

Взбешенная Акулина пытается уничтожить то, что не может контролировать. Она приказывает Лукашу срубить вербу. Но руки его не поднимаются. топор падает с ладоней. Тогда она сама замахивается на дерево. Но в этот момент появляется Перелесник — огненный дух. Он обнимает иву, и она, вспыхнув пламенем, поджигает дом. В панике Акулина с матерью убегают. А Лукаш остается — сам, оглушенный утратой и вдохновением. И играет… Играет на свирели, несмотря ни на что — потому что в каждой ноте звучит она.

Перед ним, как тень и свет одновременно, появляется Мавка. Она не из этого мира — и одновременно именно в нем расцветает снова. Ее образ — как эхо мечты, как любовь, пережившая смерть, боль, измену — и не исчезло. Молчащая душа говорит Лукашу — нежно, искренне, вечно.

 

О, не печалься о теле!

Ясным огнем засветилось оно,

чистым, горящим, как хорошее вино,

свободными искрами вверх взлетело.

Легкий, рыхлый пепелец

ляжет, вернувшись, в родную землю,

вкупе с водой там вырастит вербицу, —

станет началом тогда мой конец.

Будут приходить люди,

нищие и богатые, веселые и грустные,

радости и тоску будут нести мне,

им произносить душа моя будет.

Я откликнусь на них

шелестом тихим ивовой ветви,

голосом нежным тонкой свирели,

Унылыми росами из моих ветвей.

Я им тогда спою

все, что когда-то ты для меня пел,

еще как весной здесь выигрывал,

мечты собирая в роще...

Играй же, любимый, умоляю!

 

Снег медленно засыпает Лукаша.

Балет «Лесная песня»: поэтическая феерия на сцене

В творческом наследии композитора Михаила Скорульского (1887–1950) особое место занимает балет «Лесная песня» — утонченное музыкально-хореографическое воплощение гениального произведения Леси Украинки. Поэтическая драма-феерия украинской писательницы, созданная в 1911 году, стала источником вдохновения для композитора, увидевшего в ней не только красоту слова, но и глубокую философскую основу, способную зазвучать на языке музыки и танца.

От поэтической драмы до музыкального полотна

«Лесная песня» — это не просто история любви, это гимн вечным ценностям, борьбе высоких идеалов с обыденностью. Леся Украинка противопоставляет мечтательному, чувствительному Лукашу — душу, способную творить и чувствовать — ограниченный, приземленный мир пользы, воплощенный в Килине. Символическая история любви между человеком и лесным молчанием становится историей о выборе между внутренним светом и изменой самого себя.

Скорульский не просто переводит это произведение на язык музыки — он придает ему новое эмоциональное дыхание. Либретто балета создала дочь композитора, Наталья Скорульская — балерина и заслуженная артистка Украины. Она сохранила главные сюжетные линии, внутреннюю драматургию произведения, его образную и символическую палитру.

Характер музыки: между народной мелодикой и глубоким лиризмом

Музыка балета отмечена особой эмоциональной плотностью, сочетает богатство оркестровых красок с мелодичностью, иногда прорывается в настоящую нежность. В партитуре чувствуется влияние волынского фольклора — Народнопесенные мотивы органически вплетены в общее музыкальное полотно. Это делает произведение не просто украинским по содержанию, а глубоко национальным по духу.

Центр музыкальной драматургии — это чувство Мавки и Лукаша. Их история проходит через весь балет — от счастливой встречи до отчаяния и прозрения. Рядом с ними разворачиваются сказочно-фантастические сцены, пейзажные музыкальные картины, интермедии и народные танцы. все это создает насыщенную эмоционально-хореографическую мозаику.

История постановок и сценическое воплощение

Балет был завершен в 1936 году, однако из-за войны постановка отложилась. Только после освобождения Киева, в феврале 1946 года, состоялась его премьера на сцене Киевского театра оперы и балета. Постановку провели балетмейстер Сергей Сергеев, дирижер Борис Чистяков, художник Александр Хвостенко-Хвостов. В главных партиях выступили Антонина Васильева (Мавка) и Александр Бердовский (Лукаш).

Новую сценическую интерпретацию в 1958 году осуществил Вахтанг Вронский вместе с Наталией Скорульской. Они вдохнули в балет новую сценическую энергию, объединив элементы классического и народного танца, фантастики и реальности.

В последующие годы происходило несколько обновлений спектакля — в 1972 (Н. Скорульская), 1986 (В. Ковтун) и 1991 (В. Литвинов). Именно последняя версия легла в основу вышедшего в 1991 году видеофильма японской компании NHK.

Артисты, оживившие легенду

В течение десятилетий партии Мавки и Лукаша исполняли самые известные украинские танцовщики. Среди них — Евгения Ершова, Елена Потапова, Алла Гавриленко, Татьяна Таякина, Людмила Сморгачева, Николай Апухтин, Анатолий Белов, Федор Баклан, Валерий Ковтун, Роберт Клявин и многие другие. Благодаря им «Лесная песня» сохранила свой дух и силу — трогая сердца зрителей в разные эпохи.

«Лесная песня» сегодня

Балет «Лесная песня» — это не только часть классического репертуара. Это живая легенда, которая до сих пор находит отклик у современного зрителя. В ней — глубокая лирика, философия, нежность и трагизм Она остается образцом тонкой музыкально-хореографической драматургии, в которой искусство, природа и человеческая душа сплетаются в единое целое.

Михаил Скорульский, создавая этот балет, оставил нам не просто сценическое произведение, а оду любви, верности, свободе — и человеку, который способен мечтать даже в самые темные времена.

  • Лесная песня
  • Лесная песня
  • Лесная песня
  • Лесная песня
  • Лесная песня
  • Лесная песня
  • Лесная песня
  • Лесная песня

Отзывы

Еще нет ни одного отзыва. Ваш отзыв будет первым.