спектакль Лесная песня Киев 2025-12-10 17:00 Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие первое
Только что на деревьях трепетно шевельнулись первые листья, как только покрылись зеленым одеялом холмы и долины, как в лесную поляну стремительно, как песня, вбежал весенний ручей — тот самый, которого зовут Плотины рвущий. Его вода смеялась, переливалась, он будто танцевал, обнимая ногами землю. Весело и восхищенно он закружил с русалкой — дочерью Водяного, умолял ее убежать с ним, покинуть холодную глубину и нырнуть в водоворот весенней свободы.
Да суровый отец не дремлет. Жестоким взглядом прогоняет он беспокойного ручья, а дочь — упрямую и обольщенную — хватает за руку и силой тянет обратно в темную глубину.
Между тем в лес заходят дядя Лев и юноша Лукаш. И как только Лукаш касается свирели — просыпается лес. Звучит тихая перекличка голосов — деревья, трава, птички, даже тени отзываются по зову музыки. И из глубины зачарованного леса появляется она — Мовка. Пробужденная мелодией, она, как легкое дыхание весны, предстает перед Лукашем именно в тот момент, когда он поднял топор, чтобы срубить молоденькую белокорую березку. Ее появление останавливает его, а взгляд — очаровывает. Все вокруг замирает, потому что между ними только рождается нечто большее, чем случайная встреча.
...Что ж, ты совсем такая,
как девушка... да нет, скорее как панна,
ибо и руки белые, и самая тоненькая,
и как-то так одета не по-нашему...
А почему же у тебя глаза не зеленые?
Да нет, теперь зеленые...а были,
как небо, синие...О! теперь уже седые,
как это облако...нет, кажется, черные,
или, может, карать...удивительная!
Когда хитрая и игривая Русалка вместе с веселым, но коварным лесным чертеном Куцем манят Лукаша к трясине, словно в танце обещаний и призраков, он не замечает, как теряет осторожность. И именно в тот момент, когда опасность становится реальностью, на помощь приходит Мавка. Она не колеблясь спасает его из болотной ловушки.
В ее сердце что-то меняется. Она — дочь леса, созданная из музыки деревьев и дуновения ветра, — испытывает волну эмоций, которые раньше были ей чужды. То, что рождается в ней, уже не просто любопытство или восхищение — это первое глубокое истинное чувство. Нимфа, которая всегда жила в гармонии с природой, теперь открывает для себя совсем другой мир — мир человеческих переживаний, где нежность переплетается с тревогой, а желание быть рядом — со страхом быть непонятной.
Взгляни, моя сестренка, так я счастлива!
Не рони, ив, слез над водой,
будет же, маменька, милый со мной!..
Отец мой родной, темненький рощи,
как же я ночечку сюю упускаю?
Ночь короткая — длинная разлука...
Что же мне суждено — счастье или мучение?
Действие друга
На уютной лесной поляне Лукаш построил дом — словно для новой жизни, для счастья, которое казалось совсем рядом. Но не нашлось в том доме места для нежной, тонкой, как стебель, Мавки. Ее естественная тишина, уязвимость и душевная чистота не пришлись к сердцу матери Лукаша. Она видела в Мавке только слабость, непрактичность — все то, что не подходит к строгой обыденности сельской жизни.
Итак, не колеблясь, мать приводит в дом другую женщину — вдову Килину. И — полная противоположность Мовцы: коренастая, решительная, с руками, не знающими покоя. Она сразу же берется в хозяйство, наводит порядок, и кажется, что именно такую Лукаш должен иметь рядом — надежную, земную, «реальную».
Мавка остается наедине со своей болью. Лесные духи — Русалка, Перелесник, Куць — пытаются развлечь ее, отвлечь мысли, заставить забыть... Но тщетно. Любовь, которую она испытала, оставила след, глубже любого заклятия. И именно в эту минуту слабости появляется тот, что в скале сидит — хмурый, опасный дух темной глубины. Его руки, алчные к чужому свету, тянутся к Мавке. Он не предлагает утешение — только тень, только забвение, лишь молчаливую тьму вместо болищего сердца.
Я поведу тебя в дальний край,
неизвестный край, где тихие, темные воды
спокойно спят, как мертвые, тусклые глаза,
молчаливые скалы там стоят над ними
немыми свидетелями умерших событий.
Тебя возьму я. Ты туда принадлежишь:
ты бледнеешь от огня, от движения млеешь,
для тебя счастье — тень, ты неживая.
Но Мавка не подчиняется:
Нет! Я жива! Я буду жить вечно!
У меня есть то, что не умирает.
Мавка подбежала к Лукашу, ее сердце билось в надежде, глаза умоляли о чем-то последнем, самом важном. Она не сказала и слова — только взглядом искала в нем того человека, которого любила. Но в ответ — холод и отстраненность. Лукаш, не в состоянии или не желая почувствовать ее боль, грубо отталкивает ее.
Это был момент, когда в Мавке что-то оборвалось. Отчаяние, боль и измена слились в одно целое. Не видя больше смысла существования, она бросается в объятия Темного — То, что в скале сидит. И как только его тени обнимают ее, над ее светлой сущностью навеки запираются тяжелые каменные глыбы. Лес теряет свою душу...
А в деревне между тем — музыка, смех, праздничная кутерьма. Свадьба Килины и Лукаша. Но для него это радость — пустая. Среди гомона гостей вдруг выныривает призрачный, тоскливый образ Мавки. Она как тень — не осуждает, не плачет, просто смотрит. И этой точки зрения достаточно, чтобы в сердце Лукаша что-то оборвалось. Все, что он пытался забыть, вдруг разражается в нем болью и стыдом.
Не выдержав веса собственной измены, он бросает все — невесту, гостей, музыку — и, словно спасаясь, убегает в лес. В надежде найти там прощение. Или — хотя бы тишину.
Действие третье
Лес не прощает измены. И хотя молчит в кронах деревьев и в дыхании трав, он видит все. Жители леса, чувствуя боль Мавки, уныние и опустошение, наказывают Лукаша. Его разум тускнеет, сознание распадается, как листья осенью — он больше не тот, кем был. Но именно тогда, когда, кажется, уже нет надежды, происходит чудо.
Любовь Мавки — чистое, как источник, сильное, как весенний паводок, — пробуждает ее из плена камня. Скала рассыпается в прах, и Мавка возвращается в мир. Она идет к нему, к своему Лукашу — не с обвинением, а с любовью, которая не исчезла даже после всего пережитого.
Увидев ее, он склоняется к ее ногам, сломленный стыдом и виной. Но не может выдержать собственной слабости — снова убегает.
Ковина, взбешенная от ревности, проклинает соперницу. И Мавка, не цепляясь за этот мир, превращается в иву — нежную, грустную, как молчаливая песня. Ее душа остается в дереве.
Прошло время. Сын Килины играет возле ивы. Он вырезает из нее свирель и просит Лукаша заиграть. И как только он прикасается губами к инструменту — звучит музыка. С первых нот — это не просто мелодия. Это голос. Это душа Мавки оживает в песне. Ее тоска, ее нежность, ее прощение — все льется в каждом звуке.
Взбешенная Акулина пытается уничтожить то, что не может контролировать. Она приказывает Лукашу срубить вербу. Но руки его не поднимаются. топор падает с ладоней. Тогда она сама замахивается на дерево. Но в этот момент появляется Перелесник — огненный дух. Он обнимает иву, и она, вспыхнув пламенем, поджигает дом. В панике Акулина с матерью убегают. А Лукаш остается — сам, оглушенный утратой и вдохновением. И играет… Играет на свирели, несмотря ни на что — потому что в каждой ноте звучит она.
Перед ним, как тень и свет одновременно, появляется Мавка. Она не из этого мира — и одновременно именно в нем расцветает снова. Ее образ — как эхо мечты, как любовь, пережившая смерть, боль, измену — и не исчезло. Молчащая душа говорит Лукашу — нежно, искренне, вечно.
О, не печалься о теле!
Ясным огнем засветилось оно,
чистым, горящим, как хорошее вино,
свободными искрами вверх взлетело.
Легкий, рыхлый пепелец
ляжет, вернувшись, в родную землю,
вкупе с водой там вырастит вербицу, —
станет началом тогда мой конец.
Будут приходить люди,
нищие и богатые, веселые и грустные,
радости и тоску будут нести мне,
им произносить душа моя будет.
Я откликнусь на них
шелестом тихим ивовой ветви,
голосом нежным тонкой свирели,
Унылыми росами из моих ветвей.
Я им тогда спою
все, что когда-то ты для меня пел,
еще как весной здесь выигрывал,
мечты собирая в роще...
Играй же, любимый, умоляю!
Снег медленно засыпает Лукаша.
Балет «Лесная песня»: поэтическая феерия на сцене
В творческом наследии композитора Михаила Скорульского (1887–1950) особое место занимает балет «Лесная песня» — утонченное музыкально-хореографическое воплощение гениального произведения Леси Украинки. Поэтическая драма-феерия украинской писательницы, созданная в 1911 году, стала источником вдохновения для композитора, увидевшего в ней не только красоту слова, но и глубокую философскую основу, способную зазвучать на языке музыки и танца.
От поэтической драмы до музыкального полотна
«Лесная песня» — это не просто история любви, это гимн вечным ценностям, борьбе высоких идеалов с обыденностью. Леся Украинка противопоставляет мечтательному, чувствительному Лукашу — душу, способную творить и чувствовать — ограниченный, приземленный мир пользы, воплощенный в Килине. Символическая история любви между человеком и лесным молчанием становится историей о выборе между внутренним светом и изменой самого себя.
Скорульский не просто переводит это произведение на язык музыки — он придает ему новое эмоциональное дыхание. Либретто балета создала дочь композитора, Наталья Скорульская — балерина и заслуженная артистка Украины. Она сохранила главные сюжетные линии, внутреннюю драматургию произведения, его образную и символическую палитру.
Характер музыки: между народной мелодикой и глубоким лиризмом
Музыка балета отмечена особой эмоциональной плотностью, сочетает богатство оркестровых красок с мелодичностью, иногда прорывается в настоящую нежность. В партитуре чувствуется влияние волынского фольклора — Народнопесенные мотивы органически вплетены в общее музыкальное полотно. Это делает произведение не просто украинским по содержанию, а глубоко национальным по духу.
Центр музыкальной драматургии — это чувство Мавки и Лукаша. Их история проходит через весь балет — от счастливой встречи до отчаяния и прозрения. Рядом с ними разворачиваются сказочно-фантастические сцены, пейзажные музыкальные картины, интермедии и народные танцы. все это создает насыщенную эмоционально-хореографическую мозаику.
История постановок и сценическое воплощение
Балет был завершен в 1936 году, однако из-за войны постановка отложилась. Только после освобождения Киева, в феврале 1946 года, состоялась его премьера на сцене Киевского театра оперы и балета. Постановку провели балетмейстер Сергей Сергеев, дирижер Борис Чистяков, художник Александр Хвостенко-Хвостов. В главных партиях выступили Антонина Васильева (Мавка) и Александр Бердовский (Лукаш).
Новую сценическую интерпретацию в 1958 году осуществил Вахтанг Вронский вместе с Наталией Скорульской. Они вдохнули в балет новую сценическую энергию, объединив элементы классического и народного танца, фантастики и реальности.
В последующие годы происходило несколько обновлений спектакля — в 1972 (Н. Скорульская), 1986 (В. Ковтун) и 1991 (В. Литвинов). Именно последняя версия легла в основу вышедшего в 1991 году видеофильма японской компании NHK.
Артисты, оживившие легенду
В течение десятилетий партии Мавки и Лукаша исполняли самые известные украинские танцовщики. Среди них — Евгения Ершова, Елена Потапова, Алла Гавриленко, Татьяна Таякина, Людмила Сморгачева, Николай Апухтин, Анатолий Белов, Федор Баклан, Валерий Ковтун, Роберт Клявин и многие другие. Благодаря им «Лесная песня» сохранила свой дух и силу — трогая сердца зрителей в разные эпохи.
«Лесная песня» сегодня
Балет «Лесная песня» — это не только часть классического репертуара. Это живая легенда, которая до сих пор находит отклик у современного зрителя. В ней — глубокая лирика, философия, нежность и трагизм Она остается образцом тонкой музыкально-хореографической драматургии, в которой искусство, природа и человеческая душа сплетаются в единое целое.
Михаил Скорульский, создавая этот балет, оставил нам не просто сценическое произведение, а оду любви, верности, свободе — и человеку, который способен мечтать даже в самые темные времена.



































