спектакль Корсар Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
Пролог
Англия. Морское побережье. Перед нами старая таверна с романтическим названием — «Корсар». Прохожие ходят по набережной. Поэт, очарованный жизнью и окружающими людьми, останавливается у цветочницы и покупает розы. Его взгляд приковывает изящная молодая леди, которая появляется в сопровождении молодых джентльменов. Поэт хочет подарить ей цветы, но она даже не смотрит в его сторону и исчезает в веселом обществе. Озадаченный Поэт садится за столик возле таверны. Набережная постепенно опорожняет, гаснут фонари. В тишине ночи Поэт засыпает, и его сон переносит зрителей в мир фантазии. Старая таверна превращается в корабль, а сам Поэт становится отважным предводителем грозных корсаров. Под нажатием ветра поднимаются паруса — начинается удивительное путешествие, полное приключений.
Действие первое
Картина первая
Базар в солнечном Андрианополе полон цветов и шума. Торговцы выкрикивают предложения и среди них — Исаак Ланкедем, торгующий рабочими. Он ждет пашу Сеида, который ищет новых красавиц в свой гарем. Неожиданно площадь заполняет отряд корсаров во главе с мужественным Конрадом. Его сопровождают верный Бирбанто и невольник Али.
Среди пленниц Ланкедема — Медора, юная гречанка. Ее взгляд встречается со взглядом Конрада, и она дарит ему розу. Ланкедем прячет девушку от глаз незваных гостей.
Вскоре прибывает Сеид-паша со свитой. Танцы невольниц не поражают его, пока Ланкедем не приводит Гюльнару, а впоследствии и Медору. Паша покупает последнюю. Медора в отчаянии. Конрад клянется ее спасти.
Пока внимание отвлекается на танцы, корсары грабят купцов. Али возвращает Медору. Вместе с трофеями и девушками корсары исчезают. Ланкедем беспомощно наблюдает, как его богатство растворяется в воздухе.
Картина друга
Грот в скале над морем — тайник корсаров. Конрад и Медора наконец-то вместе. Венчает это мгновение радость товарищей, но она недолгая. Медора просит Конрада отпустить других девушек. Бирбанто и часть корсаров против. Конрад сомневается, но сердце одерживает верх — он дает им свободу.
Разъяренный Бирбанто хочет восстать, но вынужден покориться. Тем временем к гроту проникает Ланкедем. Узнав о ссоре между Конрадом и Бирбанто, он предлагает изменнику сотрудничество. В гроте оставлен букет роз со снотворным ароматом.
Возвращаются влюбленные. Конрад дарит Медоре букет. Она вдыхает запах — и теряет сознание. Ланкедем и Бирбанто угоняют девушку. Но Бирбанто не хочет делить добычу — он убивает купца и хочет уничтожить Конрада. Все изменяет появление Али. Он спасает своего предводителя. Конрад, проснувшись, узнает об измене и клянется найти Медору.
Действие друга
Картина третья
Дворец Сеида на берегу Босфора. Паша подавлен — Медора исчезла. Гюльнара пытается развеять его печаль. Появляется Бирбанто с Медорой. Паша в восторге, девушка — в отчаянии. Единственное утешение — встреча с Гюльнарой.
Неожиданно во дворец прибывают заморские купцы. Один из них – mdash; Конрад. Медора узнает любимого. Пока Гюльнара отвлекает пашу, влюбленные остаются наедине. Их встреча — это момент надежды, но появляется Бирбанто. Верный Али вовремя приходит на помощь. Медора и Конрад бегут.
Картина четвертая
Грот. Корсары ждут возвращения Конрада. Али приводит пленника Бирбанто. Тот умоляюще просит прощения. Конрад колеблется, но прощает. Но предатель снова задумывает коварство — и наконец получает наказание. Приказано казнить его.
Эпилог
Морские волны снова поднимаются. Корабль корсаров возвращается в Англию. На берегу — знакомая таверна.
Поэт просыпается. Улица снова наполняется людьми. Его взгляд ловит девушку — она так похожа на Медору... На этот раз она принимает розы. Поэт улыбается. Или настоящее было увидено? Или только сон?.. Но остается в сердце теплое воспоминание и вера в чудо.
РОМАНТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ АДОЛЬФА ШАРЛЯ АДАНА
Адольф Шарль Адан (1803–1856) рос в музыкальной среде — его отец был известным пианистом и преподавателем Парижской консерватории. С самого детства он ушел в мир театра, очарованный особенно балетом. Выпускник Парижской консерватории с высокими отличиями по классу композиции и органа, Адан дебютировал в Лондоне в 1833 году с балетом «Фауст» по мотивам произведения Гете. Но его сердце стремилось к Парижу — и мечта сбылась: 29 сентября 1836 года публика Гранд Опера аплодировала «Диве Дуная» в постановке Филиппо Тальони с легендарной Марией Тальони в главной партии.
После этого успеха композитор работал без устали. «Могикане», «Гентская красавица», «Норовистая жена», «Гризельда», «Орфа», «Пират» — одна ярче другой. И, наконец, — «Жизель», бессмертная жемчужина романтического балета, подаренная Гранд Опера. Признание не заставило себя ждать: Адан стал академиком Французского института (1844), а впоследствии — профессором консерватории. Среди его учеников — Лео Делиб, будущий классик французской музыки.
Борис Асаф подчеркивал, что Адана и Делиб объединяет:
- утонченная мелодичность;
- ритмическая пластика, сочетающая характер и фольклор;
- оркестровый колорит, передающий живые краски событий.
«Корсар»: последний балет на сцене Гранд Опера
23 января 1856 года состоялась премьера «Корсара» — героико-романтического балета на музыку Адана Сценарий написал Жюль Сен-Жорж по мотивам поэмы Джорджа Байрона. Хореографию создал Жозеф Мазилье. Спектакль был ярким, динамичным, эмоциональным, с экзотическим восточным колоритом. Она продержалась в репертуаре более десяти лет. После небольшой паузы балет был восстановлен в 1868 году с добавлением «Pas des fleurs» на музыку Делиб.
Через два года «Корсар» был поставлен Жюлем Перро, а молодой Мариус Петипа — его ассистент — подготовил вставную сцену «Pas d'esclave» на музыку князя Петра Ольденбургского. Этот дуэт стал классикой.
Мариус Петипа и новое дыхание «Корсара»
Петипа был захвачен образом Конрада, и 24 января 1863 года на сцене Мариинского театра он презентовал собственную версию «Корсара», заменив пантомиму выразительной хореографией. Сам исполнил роль Конрада, а Медору — его жена Мария Петипа.
До 1868 года балет претерпел значительные дополнения. Петипа включил сцену «Оживленный сад» на музыку Делиб и танец «Форбан». Новые вариации стали классикой.
Хореограф трансформировал «Корсара» в шедевр академического балета: классика, характерный танец, национальные элементы, — все это объединилось в одном полотне. Благодаря ему это произведение стало трамплином для развития всех форм классического танца — от сольного до ансамблевого.
Киев и традиция «Корсара»
В столице Украины «Корсар» появился в апреле 1927 года. Постановку осуществили Асаф Мессерер и Василий Рябцев. Яркие декорации создал Анатолий Петрицкий. Елена Люком была первой Медорой, а Борис Шавров – mdash; первым киевским Конрадом. Балет стал финальным аккордом дебютного сезона нового украинского балета.
В дальнейших спектаклях засияли Антонина Ярыгина, Вера Мерхасина, Александр Бердовский и другие яркие молодые таланты.
Через три десятилетия «Корсар» вернулся в Киев благодаря постановке Алексея Андреева. Он бережно сохранил классику Петипа, раскрыв возможности новых исполнителей: Лидии Герасимчук, Елены Потаповой, Аллы Гавриленко, Николая Апухтина, Роберта Клявина, Федора Баклана. и целый ряд других ярких танцовщиков.
Современное прочтение: Виктор Яременко и новый «Корсар»
К 75-летию балета Национальной оперы Украины, 21 июня 2006 года, состоялась премьера новой редакции «Корсара». Ее создал выдающийся балетмейстер Виктор Яременко. В сценографии Марии Левитской, с бережной сохранностью хореографических изюминок Перро и Петипа, этот спектакль стал мостиком между прошлым и настоящим.
Яременко вдохнул новую жизнь в балет, превратив пантомимные роли в яркие танцевальные партии, насытив постановку новыми номерами, не нарушая классическую эстетику.
В роли Конрада засияли Максим Мотков, Геннадий Жало, Сергей Сидорский, Денис Недак. Образ Медоры воплотили Елена Филипп, Татьяна Голякова, Наталья Лазебникова. Гюльнару танцевали Кристина Балабан и Наталья Домрачева. В роли Ланкедема — Виктор Ищук, Руслан Бенцианов, Евгений Лагунов. Постановка стала вехой молодым артистам, демонстрируя мощный потенциал балетной школы Украины.
Наследие, живущее
«Корсар» — не просто балет. Это эпическая поэма, рассказанная на языке танца. От Парижа до Киева, от Адана до Яременко — это путь шедевра, который продолжает вдохновлять поколение. И каждый новый танцовщик, выходя на сцену в роли Конрада или Мёдоры, добавляет к нему новую ноту — личную, эмоциональную, живую.





































