спектакль Болеро Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
- Хореография и постановка:Шекера Анатолий
- Художник:Лидер Даниил
- Костюмы по эскизам художника:Перепелица Ариадна
- Диригенты:Баклан Алексей,Макаренко Герман
- Педагог-репетитор:Стебляк Элеонора
- Концертмейстеры:Сабитова Динара,Теретьева Светлана
- Режиссер, ведущий спектакль:Вмсоцкая Алла
«Болеро» Мориса Равеля: живая легенда музыки и танца на киевской сцене
История одного из самых известных произведений Мориса Равеля – балета «Болеро» – началась с творческого запроса. В 1928 году французская танцовщица Ида Рубинштейн обратилась к композитору с просьбой написать для нее музыку в новый балет. Равель, уже тогда известный как мастер изящных музыкальных форм, согласился и довольно быстро завершил партитуру. Премьера состоялась 20 ноября того же года на сцене Парижской оперы — событие, которое впоследствии стало знаковым не только для французской культуры, но и для мирового искусства в целом.
Балет оказался настоящим взрывом художественного синтеза. Музыка Равеля соединилась с видением танца Иды Рубинштейн, хореографией Брониславы Нежинской и сценографией Александра Бенуа. Сюжет был довольно простым, но эмоционально насыщенным: в испанской таверне танцует женщина, а вокруг нее – ndash; взрыв чувств, ревности, восхищения. Однако сам композитор представлял другой образ: он видел заводскую площадку, рабочих и работниц, которые в ритме механики двигаются в танце под открытым небом. Эта идея зародилась у него после поездки в промышленные районы Бельгии и Германии, где его поразил ритм машин, что, по его словам, не менее эмоционален, чем человеческая драма.
Несмотря на название, композиция Равеля существенно отличается от классического болеро – традиционного испанского танца с динамической трехдольной структурой Темп в произведении Равеля почти вдвое медленнее, структура — монотонно-циклическая, без привычных изменений в ритме. Это был скорее эксперимент: композитор создал произведение, не развивающееся тематически, а нарастающее благодаря постепенному наслоению инструментов и интенсивности звучания. Такое решение вызвало удивление, но также и восхищение. Его «Болеро» — это не танец в традиционном понимании, а ритуал, одержимость, превращающаяся в эмоциональный взрыв.
Это произведение со временем стало предметом интерпретаций многих выдающихся хореографов. Его сценически осмысливали Владимир Бурмейстер, Леонид Лавровский, Морис Бежар. Каждый из них по-своему видел внутреннюю энергию этого монотонного, но гипнотически привлекательного произведения.
Украинская история «Болеро» началась в 1968 году, когда постановку на сцене Киевской оперы осуществил Анатолий Шекера — хореограф с редкой способностью совмещать классическую школу с глубоким драматизмом. В постановке приняли участие выдающиеся художники — дирижер Олег Рябов, художники Даниил Лидер и Ариадная Перепелица. С тех пор балет стал неотъемлемой частью репертуара театра.
Первая Девушка в белом — центральным образом в версии Шекера — стала Наталья Уманова (Триллис), танцовщица, которую современники называли актрисой сцены. Ее образ не был просто хореографической схемой — это была глубоко драматическая фигура, воплощение внутреннего напряжения и женщины, которую нельзя не заметить.
Ее пример стал эталоном для нескольких поколений исполнителей. Партию Девушки в белом достойно держали Светлана Приходько, Ирина Бродская, Анна Васильева, Татьяна Андреева, Ксения Иваненко. В образе Дамы в черном зрителе видели Людмилу Снежину, Ирину Хребтову, Лирену Дубровскую, Оксану Гуляеву. А партию Юноши в разные годы олицетворяли Виктор Литвинов, Вадим Федотов, Евгений Косменко, Александр Шаповал, Сергей Литвиненко и другие. все они сохраняли высокий эмоциональный градус, который заложил Анатолий Шекера.
С течением времени сменились исполнители, меняется сценография, но хореография Шекеры, виртуозно встроенная в музыку Равеля, до сих пор сохраняет свое магическое звучание. Это балет, который не только удивляет, но требует от артиста внутренней концентрации, силы образа и глубины переживания. «Болеро» на киевской сцене — это больше, чем постановка. Это живой диалог поколений, это не стареющая традиция, потому что постоянно обновляется через исполнительскую правду.
Национальная опера Украины хранит эту жемчужину в своем репертуаре не только из уважения к прошлому, а как свидетельство того, что настоящее искусство не имеет срока годности.

































