Трохим Зиньковский: путь сердца и слова
Жизнеописание Трофима Аврамовича Зиньковского разворачивается перед нами как вспышка — яркий, глубокий, трагически короткий. Среди многочисленных имен украинской литературы второй половины XIX века его фигура остается в тени, незаслуженно забыта, несмотря на чрезвычайную искренность, глубину мысли и преданность украинскому делу.
Рожденный 23 июля (4 августа по новому стилю) 1861 года в многодетной семье в городе Бердянск, Трофим с юных лет почувствовал на себе тяжелое бремя бедности. Его отец, бывший земледельец, работал морским конопатчиком, а мать, Ульяна Евтихиевна, вела хозяйство и воспитывала семерых детей. Маленький Трофим рос среди приазовской природы, которая произвела на него глубокое впечатление: море, луга, поля — все это формировало его эмоциональное и философское мировоззрение.
В семье ценили образование. Первые навыки письма и чтения Трофим получил от отца. Далее — обучение в приходской школе, куда его отдали из-за затруднений, несмотря на существование более престижной земской. Там юноша учился блестяще, и отец с гордостью вешал на стены дома каждую грамоту и похвальное письмо. Увлечение книгой не покидало его и в двухклассном училище, которое он посещал с 1873 по 1876 годы. Именно тогда чтение стало его страстью: произведения Майн Рида, труды Сен-Симона, философские отрывки Платона, а также украинская классика — Гулак-Артемовский, Квитка-Основ, Шевченко, Пантелеймон Кулиш — формировали внутренний мир будущего мыслителя.
После училища Зиньковский стремился стать учителем и поступить в Феодосийский учительский институт. Но судьба испытывала его: экзамены переносились, еды не хватало, и Трофим едва выжил, питаясь лесными орехами. Из-за истощения он заболел глазами, и только поездка в Харьков и операция у офтальмолога Л. Гиршмана спасли зрение. Вернувшись, Трофим не пал духом: работал в пекарне, в типографии, носил пирожки, ночевал на полу, зарабатывал копейку за копейкой, чтобы не утруждать семью.
В 1879 году он сдал экзамены при Бердянской гимназии для поступления на военную службу как «вольноопределяющийся». С товарищем отправился в Крым, в Симферополь, пешком преодолевая десятки верст. Служба в армии его угнетала: мундир казался чужим, а атмосфера — вражеской души. Но уже в 1880 году он поступает в юнкерское училище в Одессе, где знакомится с Львом Смоленским. историком, просветителем, сыгравшим ключевую роль в формировании национального сознания Зиньковского. Благодаря Смоленскому он узнает историю Украины, ее героика, язык, приобщается к украинскому культурному движению, знакомится с мнениями Драгоманова.
Всю жизнь Зиньковского — это борьба между высокими идеалами и суровой действительностью. Он много читает, пишет, переводит, исследует европейскую философию, украинскую историю и одновременно одиноко работает в типографии или выполняет тяжелую физическую работу. Его письма к профессору Пышну, в которых он отстаивает достоинство украинской литературы, свидетельствуют о глубоком осознании национального унижения и в то же время – mdash; о вере в возрождение родного слова.
Возвращение в Бердянск 1891 — символическое. Уже больной, он стремится к исцелению в родном крае, у моря, что когда-то давало вдохновение. Но болезнь прогрессирует, и жизнь, которая только начинала раскрываться в своей творческой силе, обрывается преждевременно. Его звезда, хотя и угасла рано, оставила после себя теплый и чистый свет.
Трохим Зиньковский принадлежит к тем, кто, не имея официальных званий и должностей, сумел оставить глубокий след в культурной жизни. Его слово было честным, мнение — свободной, сердце — преданным народу. Это имя следует возвращать из тени забвения.




