• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Винграновский Николай Степанович

Биография Винграновский Николай Степанович

Николай Винграновский: поэт бесконечной свободы и искренней страсти

Николай Степанович Винграновский (7 ноября 1936 г.) — одна из самых ярких и самобытных фигур украинской литературы второй половины XX века. Поэт, прозаик, актер, режиссер – mdash; его талант не знал границ, а сам он был как воплощением свободы, волшебного беспокойства и глубокой любви к миру.

Детство под открытым небом

Родился Винграновский в Николаевской области, среди бесконечных степей, где небо кажется безграничным, а реки спокойно перетекают в легенды. Маленькая река Кодыма, сестра Буга и Днепра, стала для него первым учителем красоты и неуловимости времени. Этот край диктовал свои песни ветрами и дождями, подпевал жаворонками в полях и шептал рассказы полыни и чабреца.

С самого детства душа будущего поэта впитывала каждую краску этого мира — запахи, звуки, движения земли. Эти впечатления впоследствии стали той глиной, из которой Винграновский лепил свои поэтические шедевры.

Дитя войны

Поколение, к которому принадлежал Винграновский, рожденное на грани катастроф — в канун войны, которая перевернула мир. Его ровесники — Иван Драч, Владимир Пидпалый, Виталий Коротич — вместе с несколько старшими Линой Костенко, Дмитрием Павлычко и Григорьевичем Тютюнником сформировали новое лицо украинской литературы — лицо "шестидесятничества". Это были дети войны, рано повзрослевшие под рев пушек и среди пепла отстроек.

Они знали, что такое недоедать, ходить в школу босиком и учить уроки при светильнике. Они знали, что такое работать еще с детства и одновременно мечтать — о полете в небеса, о новом, более справедливом мире, о том, что поэзия может спасти душу.

Путь в искусстве

Первые шаги в большой мир Винграновский сделал благодаря непревзойденному мастеру Александру Довженко, рассмотревшему в молодом актере Киевского театрального института будущего поэта. Именно Довженко стал благословившим Винграновского на путь искусства, который требовал не только таланта, но и несокрушимой душевной силы.

Его поэтический дебют 1961 года в "Литературной газете" поразил современников: пространное публикование целой подборки стихов на всю страницу стало сенсацией. Так рождался новый голос — светлый, глубокий, ни на кого не похожий.

Поэзия как прикосновение к вечному

Винграновский в своих стихах касался не только красоты природы или любви — он углублялся в глубинные пласты человеческой души. Его "Прелюд Земли", "Прелюд Любви" и другие поэзии стали настоящим открытием украинской литературы, ведь в них звучала не только личная лирика, но и философская боль времени.

Его поэтический сборник "Атомные прелюдии" (1962) стала манифестом нового мышления. А следующая — "Сто стихов" (1967) — только закрепила его славу. Даже цензура не смогла погасить того пламени, что полыхало в каждой строке.

Творческий путь под давлением времени

Времена менялись. Настало время застоя, когда свободу подавляли, а талантам приказывали молчать или петь на заказ. Винграновский не поддался. Его поэзия стала более глубокой, драматичной. Сборники "На серебряном берегу" (1978), "Губами теплыми и глазом золотым" (1984), "Эту женщину я люблю" (1990) открывают читателю Винграновского нового — философского, болезненно нежного, мудрого.

Все, что он пережил — любовь и разочарование, радость открытий и горечь утрат, веру в человека и боль за Украину — переплелось в его поздней лирике.

Винграновский и проза

Хотя прежде его знают как поэта, прозаические произведения Винграновского — это отдельная грань его таланта. Его рассказы, новеллы и романы — удивительно поэтические, наполненные той же эмоциональной энергией, что и стихи.

Он не писал много — но каждый его текст был как горсть чистой воды среди жаркой пустыни.

Наследие и память

Николай Винграновский оставил после себя больше, чем просто книги. Он оставил живой нерв эпохи, открытую душу своего поколения, искреннюю любовь к Украине, которая светится сквозь каждую его строчку.

И сегодня, листая страницы его стихов, мы словно слышим голос того мальчика, что когда-то, в степях Николаевщины, подслушивал шепот трав и шорох звезд в ночном небе.