• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Олесь Александр

Биография Олесь Александр

Александр Олесь (настоящее имя — Александр Иванович Кандыба; 1878–1944) — один из самых ярких представителей украинской поэзии начала XX века, талантливый лирик, драматург, переводчик. Родился в селе Лед (теперь Белополье) на Сумщине. Окончил Харьковский ветеринарный институт, работал в Харькове и Киеве, в частности в период 1909-1919 годов.

Его поэтический дебют — сборник «С печалью радость обнялась» (1907) — сразу принесла признание. В последующие годы выходят новые книги: «Поэзии. Книга II» (1909), «Книга III» (1911), «Драматические этюды. Книга IV» (1914), «Книга V» (1917), в которых поэт проявляет редкое эмоциональное напряжение, лиризм и тонкое чувство речи.

После событий 1917 года Олесь эмигрирует — сначала в Вену, а затем в Прагу. Период изгнания стал для него глубоко травматичным: поэт переживает потерю связи с родиной, и эта боль пронизывает его стихи. Сборник «Чужей» (1919) — эмоциональное свидетельство одиночества, внутренней растерянности, тоски по Украине. В 1921 году под псевдонимом появляется «Перезва» — остросатирический сборник, направленный против бездействия и ограниченности части эмигрантской среды. Ее вторая часть осталась неопубликованной из-за сопротивления литературной среде.

За последние десятилетия жизни Олесь все больше отдаляется от общественной и литературной жизни эмиграции, предпочитая литературную обработку народных сказок, либретто для детских опер. Умер в Праге в 1944 году.

Поэтическое наследие Олеся насчитывает девять сборников стихов, а также ряд драматических поэм и пьес. Его поэзия открыла новые горизонты украинской лирики: он расширил тематику, стилевые горизонты, углубил эмоциональность и чувственность в художественном слове. Хотя не был активным представителем модернизма, его новаторский подход к форме и эстетике оставил глубокий след в развитии украинского стиха.

Олесь избегал декларативности, в то же время предпочитал искренность и глубину переживания. В его ранней лирике — эхо революционных сдвигов, интимных порывов, любование природой, чувство единства человека и Вселенной. В сборнике «Ежегодно» он изображает годичный цикл жизни природы с необычайной чувственностью. Любовная лирика поэта часто пронизана мотивами недостижимости, предчувствия утраты, рождающейся по счастью тонкой боли, или наоборот — из одиночества.

Гражданская поэзия Олеся отличается высокой эмоциональностью и образностью, хотя лишена четко артикулированной политической точки зрения. Он не разворачивал концептуальные видения, но создавал эмоционально впечатляющие поэтические реакции на трагизм исторических событий, в частности репрессий и революционных поражений. Его герой — не борец, а тонкий наблюдатель, глубоко сопереживающий с народом.

В драматургии Олесь оказывается неоромантиком: в пьесах «По дороге в Сказку», «Ночь на горной долине», «Трагедия сердца» центральным становится герой-идеалист, сражающийся за мечту, но не всегда выдерживающий вес реальности. Его театральные произведения сочетают символизм, эмоциональное напряжение, иносказательность и глубокую веру в духовную силу человеческой личности.

Особое внимание Олесь уделял форме. Его стихи часто ритмичны, мелодичны, построены с вниманием к внутренней музыке слова. Многие его стихи возложены на музыку известными композиторами — М. Лысенко, К. Стеценко, Я. Степным, С. Людкевичем. В его естественных образах чувствуется пантеизм — растворение человеческого чувства в ритмах природы.

Поэт также проявил себя как мастер перевода — работал над «Песней о Гайевате» Г. Лонгфелло, переводил произведения В. Гауфа и других классиков мировой литературы.

Максим Рыльский отмечал значение поэтического наследия Олеся для украинской культуры: несмотря на противоречивость отдельных решений, его творчество — это весомое достижение, заслуживающее быть частью литературной классики.

Александр Олесь остался в истории как поэт тонких чувств, искренней боли, несгибаемой любви к родной земле и языку. Его поэзия — это голос души, говорящей с глубины времени, напоминая нам о несокрушимой силе слова.