Эмма Ивановна Андиевская
Эмма Андиевская родилась 19 марта 1931 года в городе Сталино (ныне Донецк). Детство ее было прервано войной: в конце 1943 года, когда советские войска уже приближались к Киеву, семья была вынуждена бежать на Запад. Об этом драматичном моменте своей жизни сама писательница впоследствии упоминала так:
"Мама взяла нас, детей, за руку и в канун входа советских войск в Киев, направилась на Запад. Она знала: оставаться было опасно — нашего отца прежде уничтожили. Отец был химиком-изобретателем, человеком аполитичным, но именно его открытие стали причиной его гибели: советские власти опасались, что его наработки могут попасть в руки немцев. Мама, украинка из казацкого рода, хоть и воспитанная в русской семье, смогла уговорить немецкого солдата, чтобы тот позволил нам покинуть город в последнем эшелоне с лошадьми. Так мы отправились на Запад, шаг за шагом в поисках новой жизни."
После войны Эмма с семьей проживала в Германии, впоследствии некоторое время провела во Франции, а позже переехала в Соединенные Штаты Америки. Однако окончательным ее домом стала Германия, где она поселилась в Мюнхене. Здесь, среди творческой атмосферы эмиграции, Андиевская смогла развернуть свой многогранный талант. не только как поэтесса, но и как прозаик и художница.
Эмма Андиевская - одна из самых выдающихся фигур украинской литературы диаспоры. Ее поэтический дебют в начале 1950-х годов вызвал настоящий резонанс: критики сравнивали ее с ранним Павлом Тычиной и Артюром Рембо, отмечая особую гармонию между ее поэтическим словом и художественными полотнами, которыми она сама иллюстрировала свои книги.
Андиевская сознательно отошла от канонов реалистической традиции. Ее творчество — это мир парадоксов, алогичных образов и глубинной метафорики. Как отмечает литературный критик Тарас Возняк, поэзия Андиевской креативна: она творит новые слова, ломает привычную логику мира, пытаясь вырваться за пределы очевидного.
Еще глубже характер ее творчества раскрывает Лариса Тарнашинская: "Творчество Андиевского — это постоянное открытие. В его стихах сочетается магия украинского фольклора и экспериментальный дух западного модернизма. Сюрреализм ее текстов, неожиданные ассоциации и барочная форма требуют от читателя не пассивного восприятия, а активного соучастия, эмоционального и умственного усилия."
О своей поэзии сама Эмма говорила просто и искренне: "Мне интересно писать для людей, подобных мне. Я хочу вытащить на свет то, что еще не было сказано. Та новизна, которую приносит поэт, наконец воспринимается более широкими кругами — нужно только время, потому что новое обычно пугает."
Мир Андиевской — это постоянное стремление проникнуть за пределы обыденного, увидеть невидимое, осмыслить хаос бытия.
Не менее интересна и ее проза. Одно из самых ярких произведений — роман "Роман о хорошем человеке", где реальность и фантастика сплетаются в единый ткацкий узор. События проходят в лагерях для перемещенных лиц в послевоенной Германии. Здесь, среди страха репатриации в СССР и воспоминаний о пережитом в концлагерях, герои Андиевской предстают перед непростым выбором: вернуться или остаться в эмиграции.
Причудливое путешествие персонажа Стецька Ступалки в ад становится испытанием его души. Добро и зло в этом произведении разделены четким пределом, а выбор становится своеобразной мерой подлинности человеческой природы.
Особое место в жизни Эммы Андиевской занимает ее живопись. Уже с 1956 года ее акварели выставлялись в Мюнхене, а затем — в Нью-Йорке. Ее художественный стиль сочетает силу экспрессионизма и лиричность Марка Шагала. Краски ее картин открыты, насыщены, эмоционально напряжены. Как отмечала немецкая газета "Süddeutsche Zeitung", ее искусство коммуникативно и проникнуто глубоким доверием к человеку.
Эмма Андиевская иллюстрировала собственные книги — в частности, сборники "Архитектурные ансамбли" и "Знаки", сохраняя неразрывную связь между словом и образом.
Ее литературное наследие чрезвычайно богато:
Поэтические сборники:
"Поэзия" (1951),
"Рождение идола" (1958),
"Рыба и размер" (1961),
"Углы опостынь" (1962),
"Первые" (1964),
"Базар" (1968),
"Песни без текста" (1968),
"Наука о земле" (1975),
"Кав'ярня" (1983),
"Искушения святого Антония" (1985),
"Вигилии" (1987),
"Архитектурные ансамбли" (1988).
Прозаические произведения:
"Путешествие" (1955),
"Тигры" и "Джалапита" (1962),
"Геростраты" (1970),
"Роман о хорошем человеке" (1973),
"Роман о человеческом предназначении" (1982).
Ее произведения доказывают: даже в причудливости и алогичности можно найти глубокую правду о человеке и мире. И что самое важное — всегда остается надежда, что добро победит.
Приглашаю вас самостоятельно открывать удивительный мир Эммы Андиевской — в стихах, в прозе, в картинах. Там живет безграничное воображение и непобедимая вера в силу творчества.




