• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Ивченко Михаил Евдокимович

Биография Ивченко Михаил Евдокимович

Михаил Евдокимович Ивченко

Во второй половине 1920-х годов имя Михаила Ивченко было хорошо известно в украинских литературных кругах. Его рассказы и повести не только регулярно печатались во влиятельных журналах, но и включались в школьные читательницы для трудовых школ, выходили отдельными книгами. Прозаик с тонким лирическим чувством, он сумел соединить глубокий интерес к психологии человека с художественным изображением социальной реальности. Однако после 1929 года его имя исчезает из культурного пространства — на долгие десятилетия произведения Ивченко оказываются под запретом, фактически изъяты из литературного обращения. Его наследие умалчивалось, редко упоминалось, почти не переиздавалось. Только в последние десятилетия ХХ века началось возвращение этого имени в историю украинской литературы.

Родился Михаил Ивченко 9 августа 1890 года на хуторе вблизи села Никоновка Прилуцкого уезда, что на Полтавщине (ныне – Сребнянский район Черниговской области). После начального образования продолжил обучение в учительской школе, где познакомился с запрещенными произведениями Шевченко и нелегальной политической литературой. Молодой Ивченко не только читал, но распространял эти тексты среди крестьян. Такая активность имела последствия — после окончания школы в 1906 году он не получил разрешения на преподавание, потому что ему отказали в удостоверении о благонадежности.

Работал в Полтавском земстве, возглавлял статистическое бюро в Лохвице, а тем временем экстерном окончил Московскую земледельческую школу. Его публицистические сообщения на темы экономики, естествознания, национальной жизни появлялись в таких изданиях, как "Совет", "Русские ведомости", "Хуторянин". В то же время он все больше чувствовал зов к художественному слову. В поисках совета обратился к Владимиру Короленко, который увидел в молодом авторе талант и искренне поддержал его.

Первым произведением, привлекшим внимание критики, стал рассказ "Весной" (1916), напечатанное в журнале "Луч" в Москве. В нем уже проступали основные черты стиля Ивченко: тонкое проникновение в душевный мир персонажа, интимное чувство природы, стремление к гармонии между человеком и землей. Эти темы стали сквозными в дальнейшем творчестве.

В годы революционных сдвигов (1917–1919) активно печатается в "Литературно-научном вестнике", а впоследствии — в ведущих украинских советских изданиях: "Пути искусства", "Новая община", "Красный путь". На литературной карте он становится особой фигурой — промежуточным звеном между художниками старших суток (Васильченко, Капельгородским) и новым поколением писателей — В. Подмогильным, Г. Косинкой, А. Головком. Его привлекало не столько эпическое действие, сколько психологическая глубина персонажей, изучение человеческой природы в ее тончайших эмоциональных проявлениях.

За десять лет активного творчества (1919—1929) Ивченко создает немалое наследие: сборники рассказов "Шумы весенние" (1919), "Имлистой рекой" (1926), "Порванной дорогой" (1926), "Земли звонят" (1928), роман "Рабочие силы" (1929), п’есу "Повод" (1924). В центре большинства его произведений — столкновение внутреннего мира человека с окружающей, часто жестокой и хаотической средой. Его стиль — это смесь эмоционального лиризма и социальной проницательности.

Особое место в творчестве занимает повесть "В сетях дали" — о Сковороде. В этом произведении писатель ставит вопрос о связи человека с вечностью, с духовной основой его бытия, через образ мыслителя, ищущего гармонии с внутренним миром. Рассказ "Смертное пение" (1924) поражает глубиной нравственного конфликта — это не просто реакция на события продразверстки, а трагедия целого поколения.

Критики признавали эмоциональность и лиричность его прозы, хотя и не всегда принимали ее философическую сосредоточенность и неактуальность сюжетов по мнению идеологов. Именно поэтому с конца 20-х годов Ивченко оказывается под прессом политического давления — его произведения изымают из издательских планов, имя умалчивается. В "рабочих силах" писатель изобразил противоречивую, однако сильную личность — профессора Савлутинского, олицетворяющего интеллектуала в новых обстоятельствах. Этот роман являлся попыткой глубокого философского осмысления роли науки, личности, внутреннего выбора — в то время как литературная действительность все больше склонялась к социалистическому реализму.

Литературное наследие Михаила Ивченко — это попытка прежде всего не дать ответа, а задать вопрос. Его проза — о человеке, который ищет себя в эпоху бурных перемен. И пусть после 1929 года о нем пытались забыть его голос — искренний, напряженный, интеллигентный — возвращается к нам сегодня как голос эпохи, которая научилась испытывать трагизм и красоту одновременно.