Кулиш Николай Гурович
Николай Кулиш — фигура исключительная и одновременно трагична в истории украинской культуры первой половины XX века. Драматург, публицист, театральный деятель, активный участник литературного процесса и общественной жизни, он оставил по себе не только блестящие образцы модерной украинской драмы, но и жизнеописание, исполненное борьбы, взлетов, драматических решений и трагической гибели во времена сталинского террора.
Родился Николай Гурович 26 декабря 1891 года (по новому стилю – 6 января 1892) в селе Чаплинка, что на Херсонщине, в убогой крестьянской семье. С детских лет узнал тяжкий крестьянский труд, вынужден был намитировать. Но, несмотря на все трудности, проявил чрезвычайную жажду знаний. Сначала учился в местной школе, а затем поступил в Олешковскую четырехклассную школу. Уже в юности писал сатирические стихи, а в 1913 году создал первую пьесу — «На рыбной ловле». Его мечтой было получить высшее образование, поэтому экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости в Тбилиси в 1914 году. Однако вскоре началась Первая мировая война и все планы изменила мобилизация.
На фронте Николай Кулиш проявил себя как мужественный и сообразительный воин. Окончив Одесскую школу прапорщиков, он служил на передовой, получил звание штабс-капитана, был ранен и контужен. Вернувшись на родную землю после революционных событий, он активно включился в развитие нового строя. В 1918-1920 годах возглавлял органы советской власти в Олешках, работал в системе народного образования, занимался организацией школьной сети, писал, редактировал, вел культурную просветительскую деятельность.
В этот период началась и его активная политическая деятельность: Кулиш стал членом Коммунистической партии, а затем занимал должность начальника штаба красноармейских войск. Но самым его призванием оставалось слово — живое, театральное, острое и бескомпромиссное. После 1921 Кулиш сосредотачивается на культурной работе, а с 1925 живет в Харькове — столицы советской Украины.
Начало 1920-х ознаменовалось для Николая Кулиша стремительным взлетом. Его первая пьеса «97» (1924) мгновенно обрела популярность и восторженные отзывы. В центре произведения — крестьянская трагедия голодомора, тема, которую другие писатели боялись затрагивать. Постановка в Харьковском театре имени Ивана Франко с режиссурой Игната Юры стала настоящим театральным прорывом. П'есу называли «первым актом нового украинского театра», а самого Кулиша — новатором, который смог соединить глубокое содержание с новой формой.
После «97» из'являются еще две пьесы, которые вместе с ней составили "крестьянскую трилогию": «Коммуна в степях» и «Поворот Марка» (первая редакция — «Прощай, деревня»). Это произведения о крестьянской жизни в водовороте социальных перемен, о трагедиях и иллюзиях, надеждах и разочарованиях сельского человека в условиях послереволюционного беспорядка.
Да настоящий переворот в творчестве Кулиша произошел после знакомства с Лесем Курбасом и Николаем Хвылевым. Театр «Березиль» стал той сценой, где развернулись самые смелые эксперименты Кулиша-драматурга. Именно здесь были поставлены его главные произведения. «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Патетическая соната» (1931), «Маклена Грасса» (1933).
«Малахий» — это глубоко сатирическая драма об абсурде бюрократии, псевдопросветительства и обманной "украинизации". «Мина Мазайло» — трагикомедия о языковой проблеме и обесценивании собственной идентичности. «Патетическая соната» — величайшее произведение, полет сознания на пересечении личного и исторического, глубокая философская драма с многоголосием стилей, образов, контрастов. А «Маклена Грасса» — тонкая, почти символистская пьеса о нищете, потере иллюзий, тени диктатуры.
Эти произведения вызвали безумные дискуссии, возмущение со стороны официальной критики, которая называла их «антисоветскими», «контрреволюционными». Истинная причина — в истине, которую не терпела власть. В 1934 году Николая Кулиша исключают из партии, арестовывают, обвиняют в принадлежности к террористическому центру борцов. Его осуждают на 10 лет заключения и отправляют в Соловки.
Там, на чужбине, в жестоких условиях, Кулиш оказывается рядом с Лесем Курбасом, Валерием Подмогильным, Евгением Плужником и другими представителями уничтоженного украинского возрождения. В 1937 году, во время так называемой "большой чистки", был расстрелян в урочище Сандармох. Ему было всего 45 лет.
Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Николай Кулиш оставил после себя не только литературное наследие, но и духовное. Он был одним из тех, кто творил национальный театр как явление, поднимал на сцену настоящую украинскую драму, в которой болит не только село или город, а целый народ, сама душа Украины.
>




