Юрий Николаевич Косач: между национальным словом и эмигрантской тенью
Фигура Юрия Косача — одна из самых спорных и одновременно ярких в литературном процессе украинского ХХ века. О нем писали с удивлением и раздражением, с иронией и уважением, даже с растерянностью. Его личность, многогранная и взрывная, не подвергалась однозначному определению. Он вызывал эмоции, дискутировал с коллегами, менял ориентиры и места обитания, но всегда оставался в пределах украинского культурного поля — то как поэт, то как прозаик, то как переводчик, то как публицист, а то просто как раздражительный и неудобный, но талантливый интеллектуал.
Юрий Косач был правнуком Михаила Драгоманова и племянником Леси Украинки, сыном Николая Косача — младшего брата поэтессы. Уже сам этот факт олицетворял определенную высокую планку и ожидание. Но вместо слепого подражания семейной традиции он начал творить собственную. полное беспокойство, внутренних конфликтов, смелых выборов и откровенных вызовов.
О месте его рождения до сих пор спорят. Официальные источники нередко называют Киев и 1909 год, метрические книги Волыни свидетельствуют другое: Юрий (Георгий) Косач родился 5 декабря 1908 года в селе Колодяжное. Вероятно, сам писатель намеренно путал эти данные — менял дату и место с учетом политических обстоятельств. Ведь в 1930-х годах, когда его преследовали польские власти за националистическую деятельность, более безопасно было иметь «польское» происхождение, чем советское. А позже, в годы эмиграции, такая «гибкость» позволяла маневрировать между репрессивными режимами и требованиями американских иммиграционных служб.
Детство Косача прошло среди полесских пейзажей, в родном селе Драгоманово-Косачев — Колодяжному, которое к тому времени уже стало символом украинского культурного возрождения. В десятилетнем возрасте парень переехал во Львов и поступил в академическую гимназию. Именно здесь он и начал писать — в гимназическом журнале «Молодая жизнь» появляются его первые тексты под псевдонимом Юрко Орлино Перо. А дальше — обучение в Варшавском университете, юридический факультет, где юноша быстро приобщается к активной общественной и литературной жизни.
Уже в 1927 году он становится членом культурно-образовательного общества «Основа» и секретарем студенческой Партии украинских государственных националистов. Он не просто размышляет о будущем Украины — он формирует политические планы, готовит «План развития национального движения на Волыни». Его видение государства — это синтез культуры, просвещения и силы. Но именно эти убеждения уже в 1931 году Юрия Косача арестовывают в Варшаве и обвиняют в принадлежности к УВО, в создании нелегальных культурных организаций. Его держат за решеткой более восьми месяцев, но отпускают под залог. Однако это была только первая волна репрессий.
Уже в следующем году — новый арест, теперь в Луцке. Следствие длилось долго и болезненно. Хотя в конце концов доказать причастность к вооруженным подготовкам не удалось, Косач получил год заключения. Но Люблинский апелляционный суд сменил приговор: четыре года. И именно тогда, весной 1933-го, Юрий убегает через границу и начинает свой долгий путь эмигранта.
Еще до арестов Юрий Косач успел войти в украинскую литературную среду. Его тексты из’являлись в «Литературно-научном вестнике» Дмитрия Донцова — органе, отстаивающем идеи национальной самостоятельности. Однако уже очень скоро, в том же 1930 году, он сотрудничает и с «Новыми путями» — изданием с более левой, скорее просоветской ориентацией. И это изменение траектории породило немало вопросов. Но сам Косач позже объяснял это как исключительно литературный интерес, мол, никакой политики, только текст.
Эта его «хамелеонность», о которой упоминал Улас Самчук, вызвала противоречивую реакцию. Но была в ней и своя логика: Косач принадлежал тем художникам, которые не вписывались в схемы. Он легко переходил из одной среды в другую, потому что искал не конформизма, а пространства для самовыражения. В нем было много от романтиков прошлого — гордость, импульсивность, неугомонность. Поэтому в его биографии легко угадывается дух Байрона или Бальзака. с приключениями, образцами свободного поведения, бунтом и, вместе с тем, глубокой связью с литературой.
Художественное творчество Косача было ярким, но непростым для классификации. Его тексты не вписывались в канон ни националистической, ни коммунистической идеологии. В его поэзии — чувство одиночества, метафизики пространства, эстетики отчуждения. В прозе — попытки сохранить достоинство среди катастроф. В публицистике — эмоциональная честность, которая не всегда полезна репутации, но всегда правдива.
Вскоре после эмиграции из Польши Юрий Косач оседает в Чехословакии, позже — в Германии, а после войны эмигрирует в США, где проведет последние десятилетия жизни. Его путь — это путь без возвращения, но и без окончательного отрыва. Украина оставалась в его текстах, в его болях и сомнениях. Он не просто писал на украинском языке — он жил в ней, даже если она иногда не понимала его.
Юрий Косач — это не только литературный герой. Это живой человек, постоянно балансировавший между разными крайностями — между патриотизмом и самозащитой, между верностью и свободой, между тишиной поэзии и шумом политической борьбы. Его нельзя свести к одной формуле, но можно почувствовать — через тексты, через воспоминания современников, через его путь, отмеченный смелостью быть собой в эпоху, которая не прощала этого.




