• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Клён Юрий

Биография Клён Юрий

Юрий Клен (настоящее имя — Освальд Бурггардт) — одна из ключевых фигур украинской литературы XX века, поэт, переводчик, мыслитель и литературовед. Родился 4 октября 1891, умер 30 октября 1947-го. Его творческое наследие — это не только яркие образцы украинской неоклассики, но и глубокое осмысление роли художника во время испытаний.

Юрий Клен принадлежал к кругу украинских неоклассиков — интеллектуального сообщества, которое сформировали Николай Зеров, Максим Рыльский, Павел Филиппович, Михаил Драй-Хмара. В конце 1920-х годов его стихотворение "Сковорода" появился в декламаторе "Сияние", подготовленном Зеровым, вместе с переводами из Байрона, Шелли и Рильке. Зеров тогда с гордостью представил это стихотворение как первый оригинальный украинский поэтический текст Освальда Бурггардта, свидетельствуя о глубоком творческом доверии и дружбе.

Атмосфера среди неоклассиков отличалась особой доброжелательностью, взаимной поддержкой и теплом, что оставалось с Юрием Кленом на всю жизнь. Даже в вынужденной эмиграции он сохранил верность своим товарищам: посвящал им поэмы, вспоминал в мемуарах, переводил их произведения. Его статья "Воспоминания о неоклассиках" — одно из самых теплых и интеллигентных свидетельств об эпохе.

Отдельная страница — его переводческая деятельность. Юрий Клен готовил антологию украинской неоклассики на немецком языке. Его переводы высоко оценивал профессор Владимир Державин, считая их "конгениальными" — то есть полностью передают дух и стиль оригинала.

Контакт автора этих воспоминаний с Юрием Кленом был налажен в 1944 году во Львове. Уже тогда было известно, что Юрий Клен – mdash; это псевдоним Освальда Бурггардта. Из первых же писем видно: он трогательно ценил общение с единомышленниками, берег в памяти детали, даже, казалось бы, незначительные. как, например, просьба отыскать сонет Николая Зерова, посвященный ему перед отъездом.

Его верность, бескорыстие и этическая прямота поражают. Это черты, роднившие его с рыцарскими представлениями о чести и братстве — такое духовное продолжение казацких идеалов, воплощенное в модерном человеке.

Можно ли считать Юрия Клена поэтом вне неоклассицизма? Некоторые утверждают, что в его произведениях ощутимы черты романтизма, волюнтаризма, гневного порыва. Но эти психологические характеристики не являются определяющими для стиля. Стиль — это прежде всего синтаксис, композиция, тип образов, лексика, способ построения текста. И в этом смысле поэзия Юрия Клена полностью отвечает неоклассическому идеалу: точность мысли, ясность формы, отсутствие излишней эмоциональности, а – mdash; дисциплина ритма и логики.

Николай Зеров определял классический стиль как "слово жесткое и острое, без лирического дрожания, зато четкое ясной линией". Эта формулировка идеально ложится на творчество Юрия Клена. Его даже наиболее эмоционально заряженные стихи не теряют внутреннюю архитектонику, не распадаются на случайные элементы — они держатся на стальном каркасе мысли.

Летом 1947 года в лагере для перемещенных лиц в Аугсбурге профессор Державин читал Юрию Клену свою статью о Николае Зерова. Это была скромная комната под крышей, где царила атмосфера откровенного доверия. Юрий Клен внимательно слушал, время от времени улыбался, а по завершении дискуссии полностью согласился со всеми тезисами: и о существовании неоклассиков как стилистической школы, и о философии их искусства, и о необходимости сохранять классическую ясность в сложном времени.

В 1946 году в статье "Бой может начаться", опубликованной в журнале "Звено", Клен горячо защищал неоклассиков. Он писал об опасности шаблонного мышления и штампов, об ошибочности утверждения, что классическая форма — это только наружная оболочка. Напротив, для Клена форма и содержание были неотъемлемыми. Цитируя Рыльского, он считал, что в термине "неоклассики" уже можно было бы отвергнуть префикс "нео" — потому что это настоящее украинское классическое искусство.

Его убежденность в важности неоклассической школы звучит как завещание: "Они только указали путь, а не прошли им до конца". Это слова, которые хочется повторять, когда речь идет о будущем украинской литературы.

Идеализм был краеугольным камнем его мировоззрения. Для Клена духовное всегда стояло выше материального. В стихотворении "София" (1935) он воспроизводит образ святости, побеждающей время и разрушение, идеальной сущности, которая реальнее камня и металла.

Юрий Клен оставил нам не только поэтические сборники, но и моральную парадигму — образец достоинства, интеллектуальной верности, культурной глубины Его фигура — это доказательство того, что литература способна быть не просто искусством, а нравственной силой. И эта сила с нами — до сих пор.