• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Бажан Николай Платонович

Биография Бажан Николай Платонович

Бажан Николай Платонович (9 октября 1904 г. — 23 ноября 1983 г.)

Среди поэтических голосов Украины первой половины XX века фигура Николая Бажана отличается не только своей мощной художественной энергией, но и драматизмом жизненного выбора. Во второй половине двадцатых годов, когда над украинским искусством уже сгущались тучи тоталитаризма, он успел. в невероятно короткий промежуток между взлетом и крушением — стать одним из титанов национальной поэзии. Его литературный дебют пришелся на то самое время, когда уже были осуждены «неблагонадежные» авторов, а культурная политика Кремля все больше устремлялась на сворачивание украинского ренессанса. И именно в эти сутки Бажан не только заявляет о себе книгой «Ночной рейс» (1927), но и сразу вливается в ряды самых смелых, призывая идти навстречу буре, вызывающе и страстно откликаясь на вызовы суток.

На рубеже 1920-30-х годов его творчество — как и у Николая Кулиша в драме — утверждает молодое поколение художников, готовых построить новую Украину. «Здания», «Гетто в Гумани», «Разговор сердец», «Слепцы» — эти произведения свидетельствуют не просто о стилевом богатстве или эстетическом воодушевлении, но и о этической укорененности, ответственности перед нацией. Российская советская поэзия того времени, несмотря на всю свою официозную поддержку, нечем ответить на эту мощь.

В водовороте репрессий Бажану удается избежать худшего — не только физического уничтожения, но и созидательной смерти. Напротив, он сумел остаться в поле зрения советской власти, предстать в роли представителя идеологической линии, хотя цена такого «доверия» была слишком высока. Угрозами и почестями его принуждали к сотрудничеству. Две сталинские премии, ордена, членство в Академии наук, выступления на международных трибунах — все это сопровождалось постоянной нравственной дилеммой. Бажан, имевший незаурядную политическую интуицию и глубокое понимание исторических ритмов, вынужден был платить цену за свое сохранение — оды, публичные компромиссы, даже участие в политических преследованиях, таких как выступления с требованием репатриации украинских эмигрантов.

И все же, кто знает, что означали для нации произведения вроде «Солнечных кларнетов» или «Разговоры сердец», тот не будет спешить с осуждением. Эти строки писались на грани жизни и смерти, среди трупов, в тени палачей, — именно поэтому они обладали особой силой. Москва, которая угрожала ему уже в 1934-м, четко определяла условие «выживания»: «Понять катастрофу, которая ждет тех, кто оторвался от пути пролетарской революции».

Детство и юность Бажана прошли в Умани, хотя родился он в Каменец-Подольском — оба города имеют глубокие исторические и культурные корни. В этих местах, насыщенных духом легенд, казацкой воли, еще были живы воспоминания о Железняке, Гонте, Кармелюке. Во время освободительной борьбы через Умань проходили все политические ветры — и воинские части Сечевых Стрельцов, и махновцы, и красные, и белые. Здесь также выступал театр Леся Курбаса, имевший большое влияние на молодого Бажана.

После учебы в Уманском кооперативном техникуме, он отправляется в Киев, где получает образование в нескольких институтах. Его первые поэтические публикации выходят в панфутуристических сборниках, но важнее Семенко становятся для него Курбас и Довженко, с которым он работает в ВУФКУ. Именно Бажан первым оценил масштаб таланта Довженко, посвятив ему отдельную книгу.

Письма Волнового и дискуссии вокруг них окончательно отдаляют Бажана от футуризма — он входит в ВАПЛИТЕ, участвует в романтическом движении «витизма», стремившемся вернуть украинскую литературу к европейским идеям. Его поэтические сборники 1926 – 1930 годов – mdash; «17-й патруль», «Резная тень», «Поэзии», поэмы «Гетто в Гумани», «Разговор сердец», «Слепцы» — это не просто ренессанс поэтического языка, а подлинный излом литературной традиции. В этих произведениях Бажан создает барочно-экспрессивный, глубоко метафорический стиль, в котором модерн сочетается с историческим и фольклорным пластами.

Поэма «Слепцы» стала вершиной его поэтической зрелости — в этом монументальном произведении оживает прошлое Украины, трагическое и многоголосое. В образах лирников Бажан выводит поэтов своей эпохи, в частности самого себя. Конфликт между старым и молодым слепцом — это конфликт поколений, эпох, видений пути.

Последние поэтические произведения — «Число», «Смерть Гамлета» — уже содержали компромиссы. А в 1930-х основной деятельностью Бажана становится переводчество, и здесь его талант проявляется с новой силой. Его украинская версия «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (1937) стала непревзойденным образцом искусства перевода.

Жизнь Бажана — это постоянное напряжение между верностью и требованиями времени. В этом трагическом разрывеи — суть судьбы многих украинских художников, вынужденных жить и творить на грани выбора: свобода или жизнь, правда или признание. И как бы история ни судила Николая Бажана, он остался в памяти как поэт, даже в темноте не изменивший внутреннему свету.