Василий Константинович Барка (настоящая фамилия – Камыш) родился 16 июля 1908 года в селе Солоница. Это небольшое село было известно старинной церковью, останками казацких укреплений, принадлежавших Северину Наливайко, и широкими солончаками, откуда местные жители в трудные времена добывали рапу вместо соли.
Отец Василия прошел службу в казачьих войсках, воевал в русско-японской войне. Впоследствии семья перебралась поближе к Лубену, поселившись в степной местности. В тех краях по ночам часто нападали грабители, и отец, обороняя семью, не раз должен был стрелять до утра. Впечатления детства были полны тревоги и ощущения опасности.
Впоследствии, уступив надел младшему брату, отец перебрался на новый участок неподалеку от хутора Николаевки, где построил новый дом. Здесь, у озера, блестевшего среди гор, проходили ранние годы жизни Барки. Рядом с семьей — степь, казацкие могилы и каменные бабы, словно свидетели далеких эпох. В хуторе работала трехклассная школа, которую Барка и посещал. Первый художественный образ, врезавшийся в память, — нарисованная странствующим дьяконом икона "Моление о чаше".
В годы Первой мировой войны отец вернулся с фронта раненым — взрывом его засыпало землей, был пробит ногу и поврежден позвоночник. Деньги, вырученные за проданный надел, пошли на лечение электричеством. Семья оказалась в городе, жила сначала в сарае, затем — в избушке на окраине. Братья учились в духовном училище, потому что это позволяло детям из казацкого сословия учиться бесплатно.
Образование было строгое, формализованное, методы — ветхозаветные. И в то же время жизнь бурсы — с нищетой, спартанским бытом и мальчишеской дерзостью — разрушило детское благочестие. Впоследствии бурсу превратили в трудовую школу, где появились преподаватели нового типа — уже с атеистическим мировоззрением. Один из учителей давал учащимся читать украинскую классику.
Отец работал в артели "Увечный воин" как плотник, затем — как смотритель садов. В одном из таких садов, принадлежавшем вдове старшины армии УНР, Барка впервые прочитал "Гайдамаков" Шевченко и Данте с иллюстрациями Доре. Глубокое впечатление произвела не только литература, но и разговоры отца о "Апокалипсис".
Когда отца мобилизовали вторично — теперь уже как инструктора в мастерской для армии Буденного — он тяжело заболел тифом. Его уже уложили в морг, но молодой врач Котляревский спас жизнь. С тех пор отец долго болел. Семья оказалась в нищете. Василий пошел набатывать в деревни, привозил домой продукты. Это была тяжелая, но очень познавательная школа жизни. Работая в селах, он набрался знаний, понимания народного характера, выучил говоры, читал книги во время выпаса лошадей.
Последнюю зиму ходил в городскую школу за восемь верст — в метели, во тьму, каждый день, после выполняя домашнюю работу. В конце концов переехал в город, окончил трудовую школу, поступил на учительские курсы. Выбрал математику и физику под влиянием брата, впоследствии ставшего известным специалистом в области фотограммметрии и преподавателем в Новосибирском университете. Другой брат тоже стал инженером. А брат Иван, хоть и работал техническим специалистом, впоследствии стал священником.
В двадцатые годы Барко пережил увлечение социологией, философией, в частности марксизмом, Богдановым, а также идеями Венской школы. Но глубинные ответы эти учения не давали. Его больше вдохновляли духовные поиски, увлечения Сковородой, Достоевским, Тычиной, Франком и Коцюбинским. Прочитав монографию Юринца о Тычине, Барка почувствовал глубину украинского модернизма.
По завершении педагогического техникума работал учителем в шахтерском поселке Седьмая Рота — месте мрачном, с криминалом, тяжелыми бытовыми условиями. Ученики сначала относились враждебно, но впоследствии полюбили учителя. Из-за конфликтов с местными властями Барка вынужден был покинуть Украину в 1928 году. Поселился на Северном Кавказе, входившем в состав РСФСР, где получил филологическое образование, отказавшись от предыдущей специальности.
В Донбассе, в одиночестве, начал писать собственные стихи, изучая Тычину. Свои первые поэзии прислал Тычине — и тот, не только прочитав, но и напечатал их в журнале "Красный путь". Это вдохновило Барку. В 1930 году вышел его первый сборник "Пути".
Но надежды разрушила жестокая рецензия в "Литературной газете" — с лживыми обвинениями в классовой вражде, попытках возродить религиозные пережитки и даже в намерениях сообщить Западу о преследовании духовенства. На самом же деле поэт только пытался найти образы для глубинной сущности жизни, часто используя символы, метафоры и аллюзии, не имея никакой политической цели.
Так началась его сложная, трагическая и вдохновенная творческая жизнь, где личная судьба тесно переплеталась с болью эпохи, глубокими исканиями истины и духовной борьбой за место украинского слова в мире.




