Антонич Богдан-Игорь Васильевич
В наше время, когда общество активно обращается к фигурам и темам, долгое время замалчиваемым или вытесненным на маргинесы культуры, фигура Богдана-Игоря Антоныча приобретает особое звучание. Он не отшельник, случайно оказавшийся на обочине литературного процесса, а полноценный, органичный его участник, как подчеркивал литературовед Николай Ильницкий.
Впервые имя Антонича прозвучало официально на V съезде писателей Украины благодаря Олесю Гончару, который подчеркивал необходимость знать таких художников, как Лорка, Элюар, Бунин, Винниченко и, безусловно, Антоныч. Но несмотря на это заявление, советские идеологические рамки не позволили в полной мере вернуть его творчество в культурное обращение. Сам Антоныч говорил, что искусство не воспроизводство действительности, а создание новой, самостоятельной реальности. Его поэтическое видение выходило за пределы соцреализма, поэтому долгое время оставалось вне официального признания.
Только в 1967 году вышел сборник "Песня о неистребимости материи" с предисловием Дмитрия Павлычко, а уже позже, в 1991 году, мир увидел основательную жизнеописание поэта, написанное Николаем Ильницким. Полный же сборник его стихов под названием "Поэзии" вышла только в 1989 году. Между тем за рубежом творчество Антонича переводили на словацкий, английский, польский языки еще в 70-80-х годах, поэтому для европейского читателя он стал известен значительно раньше, чем для украинского.
Родился Антоныч 5 октября 1909 года в селе Новица, что на Лемковщине — этнографическом регионе, граничащем с польскими и словацкими землями. Этот край, населенный украинцами, имел около 200 тысяч жителей, более 300 деревень и небольших городков. После Второй мировой войны, особенно с 1944 года, начались массовые депортации лемков, окончательно изменивших этническую карту региона. Именно Лемковщина, ее пейзажи, языковая мелодика и духовная глубина оставили в душе Антонича неизгладимый след. Он верил, что луна над его родной Новицей иная, чем светящаяся над Парижем или Москвой.
Его отец, греко-католический священник Василий Кот, по неизвестным причинам сменил фамилию на Антоныч незадолго до рождения сына. Во время Первой мировой войны семья временно жила в Вене, а в 1919 году Богдан с матерью переехал в Чехословакию, к родственникам. Этот переезд стал испытанием для малого парня — он серьезно заболел в пути. Семья останавливалась в Межилаборцах, а потом вернулась к родной Новице.
Из-за слабого здоровья Богдан сначала учился дома с частной учительницей. В 1920 году его отдали в Сеноцкую гимназию — одного из немногих заведений, где, хоть и формально, преподавался украинский язык. Из 400 учеников только 80 были украинцами. Уроков украинского было всего два часа в неделю, и посещали их только украинцы. Среда была удручающей: польские ученики презирали украиноязычных, насмехались над их молитвами. Сам Антоныч вспоминал этот опыт боли, неравенства и вопросов о справедливости.
Учителем Антоныча в последние годы гимназии был Лев Гец — известный украинский художник и гравер. Конкретно он сформировал художественный вкус грядущего поэта, стал его первым критиком и поклонником. Антоныч не только писал стихи, но и играл на скрипке, рисовал, создавал собственные мелодии — это был многогранный талант с тонким чувством искусства во всех его проявлениях.
Вид поэта производил впечатление простоты и глубины одновременно. Современники вспоминали его как человека дружелюбного, стыдливого, с видом деревенского интеллигента, в котором сочетались откровенность, интеллектуальность и искренность. Его язык был насыщенным, иногда с легким лемковским акцентом. Однако он довольно быстро овладел литературным украинским, и настолько мастерски, что его поэзии часто принимали за произведения приднепровцев.
В 1928 году Антонич поступил во Львовский университет, на факультет славянской филологии. Вступительные квоты для непольских студентов были суровыми, но ему удалось пройти этот барьер. В 1934 году он получил степень магистра философии и польской филологии. Однако, несмотря на высокие оценки и рекомендации, в продолжении академической карьеры ему было отказано.
По завершении учебы Антоныч зарабатывал на жизнь журналистикой и литературным трудом. Писал статьи, стихи, редактировал молодежное издание "Дажбог". Но он никогда не шел на компромисс со своей внутренней свободой. Антоныч избегал политической деятельности, не подвергался влияниям, требовавшим от него идеологической лояльности. Как только он чувствовал, что его пытаются втиснуть в рамки, — отходил. Именно по этой причине он прекратил сотрудничество с журналами, возглавляемыми Б. Кравцевым и Д. Донцовым.
Богдан-Игорь Антоныч оставил после себя поэтическое наследие, поражающее яркостью метафор, глубиной мироощущения и смелостью в творении собственной поэтической вселенной. Его творчество — не только отражение эпохи, но и отдельная поэтическая реальность, щдо сих пор открывается новым поколениям читателей.




