спектакль Вечера на хуторе близ Диканьки Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
- Диригент-постановщик: Власенко Аллин
- Балетмейстер-постановщик:Литвинов Виктор
- Художник-постановщик:Левитская Мария
- Диригент обновления:Олейник&Виктор
- Репетиторы по балету:Сморгачева Людмила,Бродская Ирина,Кайгородов Евгений,Чепик Максим
- Концертмейстеры:Горобиевская Оксана,Сабитова&Динара,Терентьева Светлана,Шапчук Елена
- Режиссеры, ведущие представление:,Высоцкая&Алла,Токар Олег
«Вечера на хуторе возле Диканьки» — балетная сказка, рожденная из поэтики Гоголя
Балет «Ночь перед Рождеством» Евгения Станковича — это не просто хореографическая версия всемирно известной гоголевской повести. Это сценическая феерия, в которой украинская мистика, национальный фольклор, карикатурная комедия и лирическая глубина сливаются в целостное музыкально-театральное полотно.
Гоголевская проза, к которой обращались еще П. Чайковский, М. Римский-Корсаков и М. Лысенко стала для Станковича основой не просто сюжета, а полноценной театральной эстетики. Его балет, написанный в 1992 году, — это свободная интерпретация первоисточника, где фантастика, гротеск и подлинные человеческие эмоции сочетаются в редком сценическом балансе.
Композитор, уже хорошо известный зрителю за балетами «Ольга» и «Прометей», создал музыкальную ткань спектакля как балет-пастиччио — жанр, позволяющий свободно смешивать стили. Благодаря этому в музыке звучат не только традиционные колядки и щедривки, но и интонации популярных мелодий ХХ века, таких как «Рио-Рита» или «Танго ГУЛАГа». Это не просто стилистические выходки — каждый музыкальный фрагмент здесь выполняет четко определенную драматургическую функцию, создает ассоциативные поля для зрителя и уязвляет характер героев.
Постановка Виктора Литвинова (1993) — это отдельная история. Она подчеркивает театральность, динамику, колорит и пластическую глубину балета. Балетмейстер тонко работает с национальными мотивами, и в то же время — с пародией, иронией, современными ритмами. В первой картине видим яркое сочетание жанрово-бытовых сцен и хореографически тонких этюдов: народные танцы, игра в "Козу», колядки и образы сельских жителей органично сосуществуют с эксцентричными номерами Дяка, Головы, Оксаны и Вакулы.
Во второй картине — другая тональность. В центре — отношения Оксаны и Вакулы. Их дуэт построен на канонической классической основе, а сценическая игра с зеркалом превращается в лирический рассказ о любви, мечте, ревности и испытаниях. Требование ботинок от самой царицы — кульминация женской капризы, но именно она запускает главную сюжетную интригу.
В третьей картине царит Черт. Его проделки — не просто развлечение: это сюжетный узел, сочетающий карикатурность и гротеск. Его дуэты с Солохой, Чубом, Дьяком — это игра характеров, где каждый имеет свой пластический язык. Образ Солохи — яркий, многослойный, чувственный и манипулятивный одновременно. Особое режиссерское мастерство Литвинова состоит в том, как точно он выстраивает связи между эпизодами, подчеркивая ритмическую целостность действия.
Когда Вакула, поймав Черта, заставляет его лететь в Петербург — сказка входит в финальную фазу. Здесь оживает гоголевская символика: сельская бытность сталкивается с величием императорского дворца, а народная хитрость – mdash; с властной гордыней.
Финал — вполне закономерен: массовые сцены колядников, снежинок, венчания в церкви, колокола — все это творит глубинное чувство национального праздника, где мистика и реальность, комедия и нежность объединяются в единое.
Сценография Марии Левитской прекрасно подчеркивает смену атмосфер: сельская зима с мерцанием звезд, полусказочный свет Рождества, великолепие Петербурга. Костюмы, основанные на этнографических образцах, не только воспроизводят быт, но и усиливают характерность каждого персонажа.
«Ночь перед Рождеством» в Национальной опере Украины — это пример того, как современная украинская музыка и театр могут вдохновляться классикой, не копируя ее, а переосмысливая через сегодняшний язык сценического искусства. Это балет, в котором живая традиция встречается с яркой фантазией, а смех и серьезность шагают вместе. И главное — это спектакль, дающий радость, легкость и праздничное тепло, которого так не хватает в реальной жизни.


































