спектакль Ричард III Киев 2025-12-20 15:00 Театр имени Ивана Франка
- Автандил Варсимашвили-Режиссер-постановщик, музыкальное оформление
- Мирони Швелидзе-Художник-сценограф и художник по костюмам
- Александр Плиса-Звукорежиссер
- Дмитрий Дроздов-Звукорежиссер
- Анна Ваховская-Художник по свету
- Андрей Кононенко-Художник по свету
- Богдан Бенюк-Ассистент режиссера
- Вера Алименко-Выставка ведет
«Ричард ІІІ» на сцене театра им. Ивана Франко: драма власти, одиночества и внутренней бездны
Произношение «Ричард ІІІ» по пьесе Уильяма Шекспира — это не просто интерпретация классического текста, это глубокое и многослойное исследование природы зла, одиночества, обезображенного амбициями души. На сцене Национального академического драматического театра имени Ивана Франко она получила новое дыхание благодаря режиссеру-постановщику Автандилу Варсимашвили — признанному грузинскому мастеру театра и кино, художественному руководителю Тбилисского академического театра им. Грибоедова, профессору, педагогу, мыслителю сцены.
Сцена, превращающаяся в пространство психологического поединка
Сценическая версия спектакля поражает своей интеллектуальной глубиной и четким режиссерским видением. В центре — не только политическая интрига, не только трагическая история узурпации власти, но прежде всего — портрет одинокого человека, превращающего собственную боль в инструмент тирании. Ричард — не просто амбициозный монарх. Его увечье в этой постановке приобретает метафизическое содержание: физический недостаток становится источником внутренней свободы, мощным импульсом для игры, превращающейся в безжалостное представление из жизни других людей.
Герой Варсимашвили — не жертва и не монстр. Он — одинокий актер на сцене реальности, в которой все остальные — его муртады. Его цинизм, расчет, способность манипулировать вызывают одновременно отвращение и восхищение. В конце концов, мы становимся свидетелями не только исторической трагедии, но и глубоко личной драмы — человека, утратившего способность любить и быть любимым.
Тандем мастеров
Визуальное оформление спектакля — заслуга талантливого художника-сценографа и костюмерного дизайнера Мирони Швелидзе. Его сценический мир, построенный на четких формах, напряженном свете и тщательно продуманной пластике, помогает зрителю проникнуть в психологическую реальность персонажей. Музыкальное решение, созданное самим Варсимашвили, не просто сопровождает действие — оно раскрывает настроение, создает эмоциональную волну, которая ведет сквозь текст и подтекст пьесы.
К постановке привлечен блестящий актерский состав, чьи работы — глубокие, сильные, эмоционально точные. Каждый образ — продуман и жив, каждая сцена — весомая и напряженная.
Шекспир на сцене Франко: от «Сна летней ночью» в «Бури»
Театр им. Иван Франко имеет долгую и достойную традицию постановок шекспировских произведений. Впервые его пьесы были поставлены здесь еще в 1927 году. «Сон летней ночи» открыл эту эпоху, а затем были «Двенадцатая ночь», «Король Лир», «Макбет», «Укрощение строптивой», «Отелло», «Ромео и Джульетта» и другие знаковые представления. Каждая из них оставила след не только в истории театра, но и в зрительских сердцах.
Эта традиция продолжается и сегодня. «Ричард ІІІ» — своеобразное подведение итогов, мощный аккорд в постоянном разговоре о морали, власти, правде и лжи.
Кто такой Автандил Варсимашвили?
Варсимашвили — режиссер с уникальным мышлением, способным сочетать в одном сценическом произведении философскую глубину, психологическую остроту и художественную целостность. Лауреат Государственной премии Грузии и Премии имени Коте Марджанишвили, руководитель грузинского бюро Международного института театра, основатель Свободного театра Тбилиси — он является одной из ключевых фигур современного театрального процесса на постсоветском пространстве. Его работы всегда вызывают дискуссии, оставляют простор для рефлексии, открывают новые грани давно известных текстов.
Постскриптум
«Ричард ІІІ» — это спектакль, который не дает забыть, что Шекспир — не только о древности, но и о настоящем. В его словах — современная правда, в его персонажах — наши страхи и иллюзии, наши маски и страсть к власти. И именно поэтому эта постановка — такое впечатляющее. Она не о прошлом. Она о нас — сегодняшних.








































































