спектакль Норма Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
- Диригент-постановщик:Дядюра Николай
- Режиссер-постановщик:Солов'яненко Анатолий
- Хормейстер-постановщик: Венедиктов Лев
- Художник-постановщик: Злобин Андрей
- Художник костюмов:Ипатьева Анна
- Балетмейстер-постановщик: Рехвиашвили Анико
- Дирижер: Одуванчик Алла
- Хормейстеры:Плиш Богдан,Крутько Денис,Савенко Виктория
- Концертмейстеры:РоменскаяНаталья,Шляпошник&Майя,Фесенко Константин
- Режиссеры, ведущие представление: Ковнир Виктория, Яровая Ирина
- Суфлеры:Будяк Роман,Гонцовская&Наталья
Винченцо Беллини — имя, навсегда вписанное в историю оперного искусства как символ красоты, глубины и музыкального благородства. Его творчество — не просто часть итальянской оперной традиции, а целая эпоха, пронизанная нежностью, эмоциональностью и особой поэтикой. Композитор стал одним из самых ярких представителей бельканто — стиля, подчеркивающего мелодичность, гибкость и вокальную выразительность, и этим сумел создать шедевры, волнующие сердца слушателей уже более двух веков.
Родился Винченцо Беллини 3 ноября 1801 года в городе Катания, на острове Сицилия. Его детство проходило в семье, где музыка была не просто профессией, а родовой традицией: дед был органистом и композитором, а отец. дирижером и учителем музыки. Уже в раннем возрасте Беллин обнаружил удивительный слух и способность импровизировать. В пять лет он уже играл на фортепиано, а в шесть — писал первые музыкальные произведения.
Мечтая о серьезном образовании, юный композитор переехал в Неаполь, где поступил в консерваторию Сан-Себастьяно — одного из самых авторитетных музыкальных заведений того времени. Здесь он познакомился с современными тенденциями в музыке, в частности с реформами Джоаккино Россини, открывшими новый этап в оперном жанре, сделав его более драматически наполненным и концептуально глубоким.
Уже студенческие годы Беллини ознаменовались значительными успехами: он пишет камерные и оркестровые произведения, свидетельствующие о его зрелости как композиторе. Его дипломная работа — опера «Адельсон и Сальвини» — стала первым настоящим театральным триумфом и открыла дверь профессиональной сцены. Дебют в неаполитанском театре Сан-Карло с оперой «Б’янка и Фернандо» закрепил за ним репутацию одаренного художника.
Период 1827 – 1835 годов стал вершиной творчества Беллини. Оперные шедевры «Пират», «Чужеземка», «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула», «Норма», «Беатриче ди Тенда» и «Пуританы» вывели его на самую высокую ступень среди композиторов своего времени. Его музыку любили и слушали по всей Европе, ее ценили как в Италии, так и за ее пределами. от Лондона до Санкт-Петербурга.
Самой известной и наиболее эмоционально наполненной среди его произведений является опера «Норма», которая была поставлена в театре «Ла Скала» в декабре 1831 года. Несмотря на то, что премьера сначала вызвала споры и даже негативную реакцию, со временем «Норма» завоевала любовь публики. Ее глубокий драматизм, психологическая насыщенность и удивительная музыкальная архитектура сделали ее одной из вершин итальянской оперной культуры.
Ария «Casta diva», молитва верховной жрицы Нормы к богине луны, стала жемчужиной бельканто и символом утонченной вокальной эстетики. В этой арии Беллини создал не просто музыку — он передал глубокое душевное состояние героини, соединив интимную исповедь с великой торжественностью. Впоследствии эту арию пели самые известные сопрано мира. Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, каждая из них открывала новые грани этого образа.
Тематика «Нормы» — глубоко человеческая и актуальная во все времена. Это история внутреннего конфликта между обязанностью и чувством, между личной болью и жертвенностью. В основе сюжета — кельтская жрица, вопреки всем правилам, любит врага своего народа. Она предала своим обетам, родила от него детей, а затем, преданная и заброшенная, выбирает смерть. и именно этой жертвой возвращает себе достоинство и любовь. Такой сюжет дает опере трагедийное наполнение в духе античной драмы, что делает ее универсальной.
Произведения Беллини появились в Украине еще в середине XIX века. В 1840-е годы его оперы звучали на сцене во время итальянских гастролей. А уже в 20 веке они стали частью репертуара Национальной оперы Украины. Постановка «Нормы» в Киеве, осуществленная творческой командой во главе с дирижером Николаем Дядюрой и режиссером Анатолием Соловьяненко, стала выдающимся событием украинской музыкальной жизни. Спектакль сохранил классические традиции, в то же время наполнив их новым содержанием и современным сценическим прочтением.
Беллини ушел из жизни очень рано — в 1835 году, на 34-м году жизни, во Франции. Его смерть была неожиданной и трагической. Впрочем, за столь короткое время он успел сделать то, что не удается многим — оставить после себя искусство, живущее веками. Его оперы — это глубокий внутренний мир, в котором раскрывается красота человеческих чувств, сложность нравственного выбора, трагизм любви и величие самопожертвования.
В память о великом композиторе в его родном городе Катания открыт театр, носящий его имя, а в фойе «Ла Скала» установлена мраморная статуя Беллини. Однако самым большим памятником стали его оперы — произведения, остающиеся живыми, актуальными, необходимыми и вдохновенными даже через двести лет после их создания.





































