спектакль Макбет Киев Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко
Краткий перевод оперы «Макбет»
Действие первое
Картина первая
На пустынном холме, в тумане и ветрах, собираются трое ведьм. Они сговариваются снова встретиться там, где битва завершится. Тем временем полководцы шотландской армии — Макбет и Банко — возвращаются с поля сражения. Они только что одержали победу, но впереди их ждет несколько удивительное.
Неожиданно на пути им встречаются те же три ведьмы. Они приветствуют Макбета трижды: как тана Гламисского, Кавдорского и будущего короля Шотландии. Макбет ошеломлен: он действительно властвует в Гламиссе, но два других титула еще не его.
По просьбе Банко ведьмы делают и ему пророчество: он не станет королем, но его потомки сядут на трон. Как только видение исчезает, появляются королевские посланники. Они объявляют, что за измену казнена тана Кавдорского, а титул передан Макбету. Пророчество начинает сбываться. Это будоражит воображение и амбиции Макбета, а между ним и Банко появляется тревожная тень недоверия.
Картина друга
Замок Макбета в Инвернессе. Его жена, леди Макбет, перечитывает письмо от мужа, где тот рассказывает о встрече с ведьмами. Она охвачена желанием власти. Когда слуга сообщает, что король Дункан планирует посетить гости, в ее душе зарождается страшный план.
Макбет прибывает домой, раздвоенный между честью и жаждой. Леди Макбет подталкивает его к преступлению. Она убеждает его, что единственный путь к короне — это убийство Дункана.
Ночью, когда все спит, Макбет, дрожа, убивает короля. И это не хватает духа завершить задуманное к концу — подбросить кинжалы телохранителям. Леди Макбет сама исполняет этот жуткий обряд.
На утро в замк прибывают Макдуф и Банко. Они становятся свидетелями шокирующего преступления. Макдуф находит тело Дункана. Сын убитого, Малькольм, убегает из страны, подозревая, что его ждет такая же участь.
Действие друга
Картина первая
Леди Макбет обеспокоена поведением мужчины. Он замкнут, полон тревоги, и, похоже, не может обрести душевного покоя после убийства. Но теперь нет обратной дороги. Их положение кажется незыблемым: Малькольм — в изгнании, а Макбет на троне.
Да есть еще одно пророчество — Банко. Именно его потомки должны стать королями. Леди Макбет понимает, что придется снова пролить кровь.
Картина друга
В темноте прячутся убийцы. Им поручено убить Банко и его сына Флеанса. Банко догадывается об угрозе, но не успевает спастись — он погибает, защищая убегающего сына.
Картина третья
В замке Инвернесс продолжается королевский пир. Макбет и его жена поздравляют знатных гостей. Но как только Макбет узнает, что Флеанс убежал, его охватывает тревога. И вдруг он видит среди гостей… тень Банко. Кровавое привидение не дает ему покоя. Все собравшиеся становятся свидетелями странной сцены — король говорит с пустым местом.
Леди Макбет пытается вернуть мужчину в чувство, скрывая панику. Макбет решает снова обратиться к ведьмам. Ему нужно знать будущее. Макдуф, не в состоянии больше терпеть, покидает замок.
Действие третье
Картина первая
В темном лесу снова собрались ведьмы. Макбет ищет у них ответов. Духи предупреждают его об опасности со стороны Макдуфа. Но в то же время уверяют: «Тебя не уб’есть никто, кто родился женщиной» и «доты ты непобедим, пока Бирнамский лес не сдвинется с места». Макбет обрадован: кто же может заставить лес идти?
Впрочем, мнение о потомках Банко не дает ему покоя. Он рассказывает все леди Макбет, и она снова подталкивает его к новым преступлениям. Теперь — против семьи Макдуфа.
Картина друга
На шотландско-английском пограничные беженцы оплакивают родину, страдающую властью тирана. Макдуф, узнав о гибели своей семьи, клянется отомстить. Его поддерживает принц Малькольм, отпрыск убитого Дункана. Они готовят восстание. Чтобы приблизиться к замку, воины прячутся за ветками — и лес «оживает».
Действие четвертое
Финал
Леди Макбет сошла с ума. Она бродит по коридорам замка, грезит и дрожит от ужаса, пытаясь «смыть кровь с рук». Ее следят врач и служанка — она неизлечима.
Макбет готовится к последней битве. Он уверен, что ему ничего не угрожает — но вскоре узнает, что Макдуф был «не рожден женщиной», а вытянут кесаревым сечением. Пророчество свершилось — и для Макбета оно стало смертным приговором.
В бою Макбет погибает. Малькольма провозглашают новым королем. Народ радостно восклицает:
«Король умер — да здравствует король!»
МАКБЕТ: ТРАГЕДИЯ ШЕКСПИРА, ВОЖДЕННАЯ В МУЗЫКЕ
В мировой культуре Уильям Шекспир — фигура вне времени. Его пьесы, написанные более четырех веков назад, не теряют актуальности, громко звучат на театральных сценах и продолжают вдохновлять художников разных эпох. Джузеппе Верди — один из тех, кто испытал в шекспировских строчках не просто драму, а глубокие человеческие переживания, которые хотелось передать музыкой. Именно так родилась одна из самых глубоких и самых темных его опер — «Макбет».
Верди еще с юности увлекался творчеством английского драматурга. Шекспир для него — не просто автор, а откровение. И когда в 1846 году композитор получил заказ на новую оперу для Флорентийского театра, среди нескольких возможных сюжетов выбрал именно «Макбета». Этот выбор стал символическим — музыка встретилась с трагедией, и между ними возник напряженный, страстный разговор.
Главное внимание Верди сосредоточил не на самом Макбете, а на его жене — леди Макбет. Конкретно она, воплощение амбиций, прохладного расчета и внутренней силы, стала движителем событий. Ее образ — один из самых сильных женских образов в мировом оперном наследии. В музыке Верди она — не просто героиня, а женщина, играющая судьбами, но сама не выдерживающая тяжести своих поступков.
Композитор лично разработал прозаическую структуру оперы, а уже после этого передал ее поэту Франческо Пьяное для стихотворного либретто. Он даже внес правки в отдельные сцены, привлекая другого либретиста — Андреа Маффеи. Верди контролировал все: от интонаций певцов до освещения на сцене. Он искал женщину, говорящую во сне, чтобы исполнительница леди Макбет могла правдиво передать сцену сомнамбулизма — именно такова была его требовательность к деталям.
Прем'ера «Макбета» в марте 1847 г. во Флоренции прошла с триумфом. Хотя для итальянской оперы того времени это был смелый и даже рискованный шаг. без любовной линии, без тенорового героя, — слушатели приняли новую музыкальную драму с огромным интересом.
Верди удалось то, что казалось невозможным: создать музыку, которая не просто сопровождает сюжет, а дышит им. Оркестр в «Макбете» не фоновый — он – полноценный участник трагедии. В каждом аккорде — дрожь совести, напряжение выбора, привкус крови.
Позже, в 1865 году, Верди создает новую редакцию оперы для Парижского театра. Но ее сценическое воплощение без участия самого композитора не достигло ожидаемого эффекта. И все же «Макбет» остался для Верди особенным. «Это моя любимая опера», — писал он, присылая партитуру своему меценату и другу Антонио Барецке. Именно в этом произведении композитор впервые открыл всю глубину человеческих трагедий, погрузившись в темные уголки души.
«Макбет» — это опера не о любви, а о власти. Об жажде, ослепляющей и толкающей в пропасть. Макбет — не герой, а жертва собственных слабостей. Он силен только тогда, когда верит в своих демонов. Но когда они покидают его — он разрушается.
Для Верди это произведение стало первым шагом к музыкальной психологической драме. И хотя предыдущие его оперы уже имели ярких персонажей, только в «Макбете» появилось настоящее зло, управляющее всем — не как внешний антагонист, а как внутренняя сущность.
В истории жизни самого композитора тоже хватало трагедий. Смерть жены и детей, отказ консерватории, нищета... Но он не сломался. Верди стал символом силы духа, примером, как через искусство можно пережить самые темные времена. Показательно, что консерватория, когда-то отказавшая ему во вступлении, впоследствии была названа его именем.
На сценах мира произведения Верди звучат и сейчас — в них звучит глубина, страсти, вера, боль и любовь. Киевский театр не стал исключением: в его репертуаре — более сорока постановок опер маэстро. И среди них – — величественный, трагический, блестяще драматический «Макбет» — как вершина и одновременно начало настоящей вердиевской драмы.



























