спектакль Лис Никита Киев Театр Юного Зрителя (ТЮЗ)
- Режиссер - Екатерина Чепура
- Художница - Вера Крутилина
- Композитор - Олеся Оникиенко
- Хореографиня – Евгения Скрипник
- Постановщик по сценическому бою - Владимир Абазопуло
- Помощница режиссера - Кристина Авакян
«Лис Никита» в Театре Юного Зрителя: аллегория дикого мира, где каждый — сам за себя
Выступление «Лис Никита», поставленная на сцене Театра Юного Зрителя в Киеве, — это не просто сказка. Это яркое, ироничное, иногда горькое отражение нашей с вами жизни, в которой звери ведут себя слишком по-человечески. В этом спектакле по мотивам поэмы-сказки Ивана Франко звери — не милые создания из детских историй. Они носят чиновничьи костюмы, имеют семьи, ходят в суд, занимают должности и живут по всем законам социального сосуществования, в котором, как оказывается, каждый сам за себя.
Сатира, говорящая больше, чем кажется
Франковая аллегория оживает на сцене в ярких образах, наполненных остроумием, острым юмором и в то же время глубоким подтекстом. Под масками животных — полноценные характеры, в которых узнаются типажи общества: хитрый чиновник, завистливый сосед, наивная жертва, неверный друг. Все они объединены общей целью — выжить в мире, где правила игры постоянно меняются, а правда часто теряется в брани и лжи.
Лис Никита: герой или антигерой?
В центре этой истории — Лис Никита. Хитрый, коварный, умный и харизматичный. Он не добр и не зол. Он — такой, какой заставляет быть жизнь. В нем — и игра, и борьба, и желание выжить любой ценой. Это образ, заставляющий задуматься: осуждать ли выживающего в диком мире такими методами или восхищаться его изобретательностью?
Никита не просто приспосабливается — он переигрывает всех вокруг, пользуясь слабостями системы. И зритель, даже понимая, что перед ним не образец морали, невольно сопереживает ему. Ибо в его истории — правда о каждом, кто когда-либо сталкивался с несправедливостью и выбором между совестью и выживанием.
Звериные маски — человеческие лица
Каждый персонаж в спектакле — это не просто животное, а символ. Волк, Медведь, Осел, Пес — все они имеют свои функции, свои роли и каждый олицетворяет определенную черту общества. Они ссорятся и мирятся, строят карьеры, изменяют и покрывают преступления, словно в любом современном мире. Именно из-за этой очевидной параллели с нашей реальностью зрителю становится не по себе — потому что вся эта сказочная условность вдруг оказывается правдой.
Режиссерский язык — простая и точная
Постановка лишена излишнего пафоса. Она яркая, живая, динамичная. Режиссура удачно балансирует между сатирой и драмой, заставляя зрителя смеяться — и в то же время задумываться. Визуальный ряд построен на игре красок, костюмов, пластике актеров. Все направлено на то, чтобы не отвлекать, а усиливать главное — сущность. Атмосфера представления — слегка гротескная, как и положено правдивой басне, что не боится сказать вещи вслух.
Мораль, которую трудно не услышать
Иван Франко создал «Лиса Никиту» как глубокую сатиру на общество своего времени. Но оказалось, что эта история совсем не устарела. Она о власти, слабости, жадности, страхе и лицемерии — обо всем, что остается актуальным вне зависимости от эпохи. И именно поэтому спектакль так громко звучит сегодня: он не нуждается в обновлении текста, потому что мир не слишком изменился.
Финал истории не дает простых ответов. Спектакль не осуждает и не оправдывает. Она ставит перед нами зеркало — и спрашивает, готовы ли мы в него заглянуть.
Для кого этот спектакль?
Хотя сказка, казалось бы, детская, «Лис Никита» адресован не только юному зрителю. Это спектакль, который стоит смотреть по всей семье, чтобы потом обсуждать. Для детей это — увлекательное приключение со зверьками. Для взрослых – mdash; глубокая притча о мире, в котором мы живем. И, возможно, она поможет хотя бы на шаг приблизиться к более честному, более человечному сосуществованию.
Продолжительность спектакля — 1 час 30 минут без антракта. Но мнения, которые она вызывает, остаются с нами гораздо дольше.


































