Михаил Жук: художник универсального дара и национального чувства
Михаил Иванович Жук — фигура исключительная в истории украинского искусства. Художник, график, писатель, поэт, педагог — его жизнь стала примером многогранной творческой самореализации, глубоко укоренившейся в украинскую культуру. Родился он в городе Каховка, в семье маляра. С раннего возраста проявлял незаурядное трудолюбие и естественное дарование к изобразительному искусству. Еще ребенком работал на сезонных работах, помогал окрашивать заборы, рисовал вывески и подрисовывал образы — все это формировало его первые навыки, которые впоследствии станут основой мастерства.
Обучение Жука началось в Киеве, в рисовальной школе известного художника Николая Мурашко. Далее — Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры, а затем — Краковская академия искусств, где учился в мастерских Станислава Выспянского и Юзефа Мегофера. Именно в Кракове сформировался его художественный язык — изящная, декоративная, символическая.
По возвращении в Украину, в 1904 году, Михаил Жук устраивает свою первую персональную выставку в Киеве, которая проходит в залах городского музея — ныне это Национальный художественный музей Украины. Тогда же начинается период глубокой творческой связи с Черниговом. В этом городе он налаживает тесные отношения с Михаилом Коцюбинским, Николаем Лысенко, Павлом Тычиной, Николаем Вороным. Его знакомства переходят в образы искусства: Жук создает проницательные портреты украинских интеллектуалов — не только как фиксацию внешности, но и попытки передать духовную суть своих современников.
Портретное наследие Михаила Жука — это уникальный источник исторической памяти. Его кисти принадлежат портреты Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Ивана Нечуя-Левицкого, Марка Вовчка, Пантелеймона Кулиша, Василия Стефаника, Николая Лысенко, Василия Кричевского, Александра Мурашко, Георгия Нарбута — всех, кто творил духовный мир Украины. Портреты Жука одновременно носят документальный и обобщающий характер, воплощая не только индивидуальность, но и культурную идею.
Отдельный вех его творчества составляет серия портретных плакатов, созданных в 1925 году в технике цветной литографии. А уже в 1932 году художник представил серию гравюр с портретами украинских писателей — на этот раз с натуры. Эти работы имели не только художественную, но и глубокую просветительскую ценность.
Монументальные полотна «Черное и белое» (1912), «Сказка» (1914), «Хризантемы» (1919) стали примером новаторского декоративного панно — жанра, только зарождавшегося в украинском искусстве. Однако настоящим художественным одиночеством Жука стала детская книга. В начале ХХ века в Украине почти не было художников, специализировавшихся на оформлении книг для детей. Жук сам писал тексты, иллюстрировал их, создавая сочетание слова и образа, очаровывающего читателей. Его издание «Ох» (1908), «Сказки», «Детям Украины», «Пузырьки», «Дримайлики» стали любимыми книгами поколений.
Писательская деятельность художника — отдельная страница. В 1912 году вышел в свет сборник стихов Пение земли. Проза Михаила Жука — это прежде всего психологические этюды, короткие новеллы, драматические миниатюры. Он создал ряд пьесы, в частности Легенда, Плебейка, поражавшие глубиной образов и драматизмом. В 1918 году он написал первый украинский венок сонетов — сложную поэтическую форму, которая показала не только техническую сноровку, но и богатство образного мышления.
Особое внимание Михаил Жук уделял мемуаристике. Его воспоминания о Михаиле Коцюбинском, Иване Франко, Николае Лысенко, Лесе Украинке — это не просто биографические заметки, а живые портреты эпохи, проникнутые уважением и нежностью к людям, определяющим украинское духовное поле.
В 1917 году Жуку присвоили звание профессора живописи. С 1925 г. он жил в Одессе, работал проректором Одесского художественного института, где инициировал исследование народного искусства. В 1928 году по его представлению на архитектурном факультете института открыт отдел майолики — первый шаг к формированию отдельного керамического факультета.
Последние десятилетия жизни художник все больше уделял внимания литературе. Он писал воспоминания, стихи, посвященные Одессе — городу, принявшему его тепло и ставшему для него вторым домом. Его произведения принимали участие в многочисленных выставках в Украине и за рубежом. В частности, он представлял свои работы на первой выставке филиала Ассоциации художников Красной Украины в Херсоне.
Михаил Жук ушел из жизни в 1964 году в Одессе, оставив после себя уникальное наследие. Его имя сегодня стоит рядом с теми, кто формировал украинскую эстетику ХХ века. Его работы — это не только образы людей, но и портрет самой Украины: ее мыслей, впечатлений, борьбы и мечтаний.




