Александр Желва: писатель правды, тонких сюжетов и человеческой глубины
Александр Юрьевич Желва — украинский прозаик, сценарист, режиссер и педагог, чье творчество стало глубоким эмоциональным откликом на реальность, какова она — без украшений, но с верой в человечность. Родился 15 февраля 1960 года в городе Новомиргород Кировоградской области — именно этот город впоследствии станет не только его домом, но и фоном для многих его произведений, местом духовного сосредоточения и литературных корней.
Образование получил в Киевском педагогическом институте имени М. Горького, где окончил дефектологический факультет. После учебы не остался в столице, а сознательно вернулся в родной город, где работал воспитателем в детском доме для детей с инвалидностью. Эта работа, несомненно, оказала глубокое влияние на его видение мира, на внутренний ритм его письма — сдержанного, болезненного, но всегда сочувственного.
Свой литературный путь начал с рассказов, первые из которых были опубликованы в 1991 году во львовском журнале «Колокол». С тех пор его проза регулярно появлялась в ведущих украинских литературных изданиях: «Днепр», «Донбасс», «Кур’ер Кривбасса», «Лель», «Башня», « — всюду, где было место для чистого, живого слова. Его тексты также вошли в коллективные сборники Цветы в темной комнате и Частная коллекция. Автор нескольких известных книг, в частности Партитура на могильном камне, Вдовушка, Эксперимент, Маленькая жизнь, Ее тело пахло зимними яблоками.
Его творчество отмечено в Украине и за рубежом. Произведения Жолны были изданы в Токио и Нью-Йорке, а его имя внесены в Украинскую энциклопедию выдающихся личностей ХХ века. Он — не просто автор, а явление, которое держится в стороне от общего информационного шума, сосредотачиваясь на глубинах человеческой боли, нежности и одиночества.
Александр Желна — не только литератор, но и сценарист и режиссер. По его сценариям были сняты художественные фильмы Партитура на могильном камне, Светлая ночь, Секонд-хенд и Маленькая жизнь — последний стал его режиссерским и актерским дебютом. Этот фильм — история о мальчике-сироте Пилипка — глубоко трогает и вызывает не только слезы, но и внутреннюю очистку. Фильм получил признание на фестивалях «Покров», «Молодость», а также благословение Митрополита Владимира. Создание ленты сопровождалось мистическими совпадениями — изменения погоды, внезапные исцеления, — что только усиливало атмосферу этого произведения.
Писатель не раз награждался за свою работу: лауреат премий «В свече слова» Евгения Бачинского (США, 1996), «Благовест» (1999), премии имени Владимира Винниченко, областной литературной премии имени Евгения Маланюка. В 2008 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украины». Его сценарии неоднократно становились победителями Всеукраинского конкурса «Коронация слова» — Дорога (2000), Эксперимент (2001), Вдовушка (2003).
Желвака сознательно избрала жизнь вне литературной столицы. Он — редкий гость на телевидении, не склонный к публичности, однако остается влиятельным и глубоко уважаемым автором, работающим по зову совести. Его темы — не из модного обращения: страдания, потеря, пределы нормальности, душевное увечье, таинство доброты.
У писателя много увлечений, которые формируют его личный мир: он коллекционирует старинные вещи, интересуется иконами, уважает ретроавтомобили, увлекается рыбалкой и охотой — все это придает объемности его персонажам, внутренней достоверности пространства, которое он описывает.
Интересно, что первые свои рассказы Жовна писал на русском, однако со временем вернулся в украинский, который, по его словам, «впитался в него вместе с молоком матери». Тем не менее, часть своих текстов продолжает публиковать на русском, считая это формой культурного присутствия украинской литературы в более широкой языковой среде.
Среди его самых популярных прозаических произведений — роман История Лизы, который в 2015 году стал настоящим бестселлером, а его украиноязычный вариант получил название Сладкая иллюзия жизни. В центре произведения — две истории любви, предельно необычные, где за легким языком кроется сложная и подчас трагическая глубина человеческих отношений.
«Мое творчество не слишком светлое. Но именно печальный финал, а не счастливый, помогает человеку становиться добрее», — признается сам Александр Жовна. Его проза — это пространство для тех, кто не боится посмотреть в глаза боли, но ищет в нем не отчаяние, а очищение.




