• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Згарский Евгений Яковлевич

Биография Згарский Евгений Яковлевич

Евгений Яковлевич Згарский (1834, село Чертиж — 1892, Вена) — украинский писатель, поэт, фольклорист, исследователь народной культуры, мыслитель, чья деятельность пришлась на время сложных идейных поисков в Галиции. Его имя, хотя и не принадлежит к числу самых известных в широком литературном пространстве, несомненно, сыграло заметную роль в формировании народнической литературной традиции и осмыслении национального наследия.

Родился Згарский в семье сельского священника в селе Чертиж. Стремление к знаниям привело его во Львовский университет, где он получил первые более глубокие филологические и гуманитарные основы, а затем продолжил образование в Венском университете. Образовательная основа, обогащенная знакомством с европейскими идеями, не прервала его связи с народом — наоборот, Згарский обращается к источникам украинского фольклора, обычаям, поговоркам, песням, сказкам и поверьям, которые его глубоко поразили еще в детстве.

Его первая литературная попытка датируется 1854 годом — тогда в "Заре Галицкой" появилось стихотворение "Бывай здоров", что и положило начало дальнейшей активной творческой деятельности. Особенно заметным стал 1862 год, когда Згарский издает сразу две большие поэмы. "Святой вечер" и "Маруся Богуславка". В обоих произведениях автор обращается к народной поэтике, мифам и легендам, трансформируя их в литературную форму, сохранявшую естественную музыкальность, эпический размах и морально-философское наполнение. Они не просто подражают фольклору — Згарский создает на основе устоявшихся сюжетов глубоко индивидуальные, художественно утонченные интерпретации, в которых просвечивается не только поэт, но и мыслитель.

В 1867–1868 годах Згарский публикует в газете "Правда" несколько выдающихся статей, среди которых "Народная философия списана по народным приказкам и присказкам" и "Об остатках язычества в песнях, сказках и поговорках". Это не просто сборник цитат или этнографических образцов, а глубокие аналитические работы, пытающиеся осмыслить духовный мир украинского крестьянина, отследить пути сохранения дохристианских верований в современном фольклоре, определить национальные ценности, которые хранились в песенной и поговорочной среде. В этих текстах Згарский выступает как философ народной мудрости, рассматривающий пословицы не просто как языковые обороты, а как носители мировоззрения.

Особого признания получил и юмористический рассказ "Отец Юрий", опубликованный в то же время. В нем Згарский демонстрирует тонкое чувство к языку, быту, а также доброжелательную иронию, присущую народной традиции повествования.

В 1877 году вышел сборник его стихов, который засвидетельствовал его как последовательного народника, сторонника живого фольклорного стиля, образности, эпического построения. Этот период творчества, по оценке Ивана Франко, был вершиной поэтического мастерства Згарского, а сам Франко считал его выдающимся поэтом-эпиком, достойным отдельного места в истории украинской литературы XIX века.

Несмотря на это, в 1880-х годах взгляды Згарского претерпевают изменения — он постепенно отходит от народнической позиции и сближается с лагерем москвофилов. Этот излом не был уникален в тогдашней Галичине: многих деятелей, ища идеологической опоры, влекла идея культурного объединения с Россией как якобы гарантии противодействия полонизации. И хотя этот поворот оставил неоднозначный след в оценке фигуры Згарского, он не перечеркивает его предварительный вклад в развитие украинской фольклористики и поэтики.

Згарский активно сотрудничал с Обществом имени Михаила Качковского, на страницах изданий которого опубликовал ряд важных работ, в частности:

  • О народной философии по пословицам (1867) — попытку систематизировать морально-философские категории, зафиксированные в пословицах;

  • Об остатках язычества в песнях, сказках и поговорках (1868) — аналитическое исследование с этнографическим уклоном;

  • Иосиф II (1881) — разведка о влиянии императора на судьбу Галиции;

  • История Галицкой Руси (1881) — обобщающая попытка осмыслить историю края в русле украинской историографии.

Последние годы жизни провел в Вене, где и умер в 1892 году.

Наследие Евгения Згарского — это не только художественные произведения, но и весомый пласт этнографического и философского осмысления украинской традиции. Его деятельность стала важным звеном в формировании культурного сознания галицкого общества второй половины ХІХ века, а сама фигура Згарского — примером глубокой привязанности к народному духу, которая в то же время не исключала сложных поисков и изломов на пути самоопределения.