Василий Земляк (настоящее имя — Василий Сидорович Вацик)
(1923-1977)
Имя Василия Земляка принадлежит к тем литературным фигурам, которые не только откликнулись на боли и тревоги своего времени, но и сумели дать им глубокое художественное воплощение. Его творчество вырастало из опыта поколения, обожженной войной молодости, но в то же время стремилось к философской обобщенности, внутреннему очищению и познанию человека в его сложной исторической динамике.
Родился писатель 1923 года в Винницкой области, в крестьянской семье, где ощущение связи с родной землей и трудом было не просто наследием — это была сущность. Юный Василий восхищался небом и мечтал о полете — так он оказался в авиаучилище Харькова, еще до войны. Но грозные события изменили все — разразилась Вторая мировая, и Василий стал партизаном. Борьба в тылу врага, горький и героический опыт сопротивления стали теми корнями, из которых вырастала впоследствии его литературная правда.
Его дебют в прозе — повести «Родная сторона» (1956) и «Кам’Брид» (1957) — еще вписывались в тогдашний канон "послевоенной сельской прозы", с её колхозными мотивами и отражением новой реальности. Но уже тогда сквозь стандарт просматривали живые характеры, эмоциональная глубина, присущая ему художественная интонация. В этих произведениях не было механической идеологии — они говорили о людях.
Впоследствии появляются «Гневный Стратион» (1960) и «Подполковник Шиманский» (1966) — произведения, еще более приближавшие его к более глубокому, внутреннему прозрению. В основе — реалии войны и часто — собственные переживания автора. Сюжеты были более динамичными, драматургия более напряженной, а характеры более глубокими. Именно в этот период формируется стиль Земляка — богатый деталями, внутренне тонкий, проникновенно-лиричный в самых трагических моментах.
Одновременно с прозой он активно работал над сценариями. Плодотворное сотрудничество с киностудией имени Довженко вылилось в сценарии к таким лентам, как «Олесь Чоботар», «Новеллы Красного дома», «Последний патрон» (1956 – 1963). Здесь ощущалось его влечение к образной конкретике, динамике, к ярким конфликтам. Но, несмотря на это, главное — оставалась литература.
Все лучшее, самое глубокое и величественное из его творческого достояния вылилось в романе-дилогии — «Лебединая стая» (1971) и «Зеленые мельницы» (1976). Эти произведения стали настоящим взлетом украинской прозы 1970-х и вскоре были отмечены Государственной премией имени Тараса Шевченко (1978, посмертно). «Лебединая стая» поразила не только широкой панорамой украинского села в эпоху революций и войны, но и тем, что через все — условность, гротеск, иронию, фольклорное мышление — пробивался глубокий гуманизм. Деревня Вавилон — не просто символ, а живая плоть и кровь истории.
Романы насыщены философией быта и бытия, где почти каждый персонаж — цельный, совершенный, живой. Левко Храбрый, Явтушок Голый, Максим Плотник, Клим Синица, Прися — у всех есть не только собственные голоса, но и собственные правды. В произведении нет однозначных ответов, но есть постоянный поиск: кем быть, что выбрать, на чьей стороне правда. Этот поиск является центром всей дилогии.
К сожалению, замысел превратить дилогию в эпопею не был завершен. Третья часть, «Веселые Боковеньки», осталась нереализованной. И даже в таком виде «Лебединая стая» и «Зеленые мельницы» стали художественной энциклопедией украинского села, сложной, противоречивой, глубоко человечной.
В 1974-1976 годах Василий Земляк работает над трагедией «Президент», в которой через фигуру Сальвадора Альенде стремится осмыслить трагедию целого народа, избравшего свободу ценой жизни. Это произведение засвидетельствовало не только широкий горизонт его мышления, но и его мучительную потребность говорить о моральной ответственности, справедливости, свободе — несмотря на пределы жанра, времени или политического давления.
Умер Василий Земляк в 1977 году, оставив после себя немного по количеству, но много по содержанию. Его творчество — это не только литературное наследие, но и зеркало эпохи, голос совести, глубокое укоренение в землю, в слово, в человека.
Его именем названы улицы, его произведения до сих пор издаются, перечитываются, анализируются. Ибо в каждой строке — живет дыхание народа, идущего через войну, сомнения, боли и любовь. к свету.




