Павел Загребельный: жизнь и обжигающее слово
Павел Архипович Загребельный родился 25 августа 1924 года в селе Солошино Полтавской области в семье крестьян. Его юность была прервана войной: как только закончив десятилетку, он добровольно вступил в ряды Красной армии. Ему еще не исполнилось и семнадцати, когда он оказался на фронте. сначала как курсант второго Киевского артиллерийского училища, а затем — как боец, принявший участие в обороне Киева. Уже в августе 1941 получил ранения. Но война не отпускала: после госпиталя — снова обучение, снова фронт, и снова — тяжелое ранение. В августе 1942 года Павел попал в немецкий плен, где пробыл до 1945 года, пережив фашистские концлагеря, оставившие после себя не только физические раны, но и глубокий шрам в душе.
По освобождении он работал в составе советской военной миссии в Западной Германии, а с 1946 года начал обучение на филологическом факультете Днепропетровского университета. После окончания учебы в 1951 году Загребельный работал журналистом — сначала в региональных изданиях, впоследствии — в центральной печати, в частности в журнале «Отечество». Этот период стал для него фундаментом, на котором выстроено его будущее как прозаика.
Уже во второй половине 1950-х годов выходят его первые прозаические сборники: «Учитель» (1957), «Новелли морского побережья» (1958), повести «Марево», «Там, где поют жаворонки», «Долина длинных снов». Но переломным моментом стало появление повести «Дума о бессмертном» (1957), где автор трогательно изобразил образ советского солдата, павшего в фашистском плену. Это произведение стало для писателя не только проявлением личной боли, но и первым масштабным художественным обобщением военного опыта.
В 1960-х годах Загребельный занимает должность главного редактора «Литературной газеты», а также активно работает как романист. Его первые великие романы — «Европа 45», «Европа. Запад» (1960), «Жара» — были попыткой художественно осмыслить события Второй мировой войны и ее последствия для Европы.
Настоящим литературным прорывом стали его романы 60-70-х годов: «День для грядущего» (1964), «Шепот» (1966), «Добрый дьявол» (1967), «Чудо» (1968), трилогия «С точки зрения вечности» (1970), эпопея «Разгон» — за которую автор получил Государственную премию СССР. Его художественный мир охватывает огромную палитру тем и проблем — от исторических реконструкций до философских осмыслений современности.
В романе «Чудо» он затронул тему духовного наследия украинского народа, поставив в центре образ Софии Киевской как символа непокоренной культуры. Роман «Евпраксия» (1975) открывает занавес над историей княжеских времен, «Смерть в Киеве» (1973) и «Первомест» (1972) — это художественные реконструкции древнерусского прошлого. А «Роксолана» (1980) дала возможность углубиться в женский образ, прошедший путь от украинского городка до троя Османской империи.
Писатель не обошел и фигуры Богдана Хмельницкого — роман «Я, Богдан» (1983) — это не только биография гетмана, но и глубокий рассказ о человеке, несшем на себе бремя создания государства во времена исторического излома. Последним масштабным художественным проектом стал роман «Тысячелетний Николай» (1994), в котором автор преподнес философско-историческое осмысление судьбы Украины.
Павел Загребельный работал также в драматургии. Его пьесы «Кто за? Кто против?», «И земля скакала мне навстречу» — это театральные вариации по темам собственных романов. Он публиковал литературоведческие статьи, выступал с публицистикой. Его книга «Неложными устами» (1981) содержит размышления о литературе, обществе и миссии художника, а «Кларнеты нежности» — глубокое исследование поэтического мира Павла Тычины.
На киевской киностудии им. О. Довженко по сценариям Загребельного снят ряд фильмов: «Ракеты не должны взлететь», «Проверено — мин нет», «Лавры», «Ярослав Мудрый» — экранизация исторического эпоса, где София Киевская снова выступает символом национального духа.
На протяжении более сорока лет Павел Загребельный оставался на передовой украинской прозе. Его произведения выходили массовыми тиражами, переводились на многие языки, пользовались успехом не только в Украине, но и за рубежом. Его романы «Первомест» и «Смерть в Киеве» были удостоены Государственной премии УССР им. Г. Шевченко.
Павел Загребельный ушел из жизни 3 февраля 2009 года, оставив после себя богатое творческое наследие, которое до сих пор формирует представление об украинской исторической прозе, гуманитарной мысли и национальной идентичности




