Евгений Леонидович Юхница — украинский поэт, драматург, сценарист, автор тонкой, эмоциональной и многогранной поэзии, неустанно работающий на пересечении литературы и личного переживания эпохи. Его творческий путь — это история человека, которая от детской читательской страсти прошла сквозь лабиринты чужих навязанных путей, чтобы в конце концов вернуться к главному. к слову.
Родился Евгений Юхница 14 июля 1965 года. Уже с детства проявлял большой интерес к литературе, хотя тогдашняя школьная реальность пыталась направить его в русло точных наук. в том числе математики. Но, тем не менее, именно учителя языка и литературы первыми рассмотрели в парне неординарный читательский потенциал. Парень не просто читал — он буквально жил в библиотеках: имел читательские билеты сразу в пяти городских библиотеках, откуда выходил всегда с несколькими книгами под мышкой. Учителя давали ему литературу, которую нельзя было найти в маленьком городке Жмеринка, — так формировалась его внутренняя библиотека.
Хотя профессиональное образование в экономическом институте, именно на последних курсах понял, что не цифрами живет его душа. Юхница начал писать студенческие сценки, юмористические сценарии для КВН, песенные тексты, производственные миниатюры, сатиру, иронические заметки. все это появлялось как в стенах института, так и во время строительных отрядов. Это были первые литературные пробы пера, которые очень скоро должны были перерасти во что-то глубже.
В 1994 году он наконец-то признает для себя очевидное: литература — это его путь. Однако полностью погрузиться в поэтическое творчество мешала многолетняя трудовая загруженность — жизнь отрывала его от главного. Но, несмотря на это, он писал — стихи, которые запоминались с первого прочтения, в которых звучали голоса реальных людей, ритмы современности, щемящая откровенность и тихая внутренняя нежность. Эти тексты становились "своими" в кругу читателей, не зависимо от жанра или темы.
Юхница работает в десятках стилистических плоскостей. Его поэзия — это то лирическое шепот, то сдержанный вызов, то неожиданная детская простота. В 2021 году он увлекся темой лунных стихов — интуитивно-образных, метафорических, отстраненно-медитативных. А уже в начале 2022-го почти завершил работу над сборником Ткани одиночества, над которой работал десять лет. Это — поэтический цикл, отражающий глубину внутреннего наблюдения, состояние светлой изоляции и творческой концентрации.
Художник не скрывает, что порой буквально останавливает себя среди разговора, выступления или какого-либо процесса, чтобы срочно что-то записать. Люди, признается он, реагируют на это по-разному. кто-то удивлен, кто-то снисходителен, а он лишь извиняется и говорит, что приходящие слова нужно ловить немедленно.
Несмотря на широкий творческий диапазон, себя он все же считает прежде всего детским поэтом. Неоднократно печатался в детских изданиях, имеет большой опыт в написании детских сценариев, а сейчас готовит сразу три масштабных поэтических сборника для юного читателя. Известный украинский поэт Анатолий Костецкий был его творческим наставником до самой смерти и настаивал, чтобы Евгений сосредоточился именно на детской и сценарной литературе — в этом он видел настоящий дар Юхницы.
Жизнь поэта тесно связана с животными. В частности, к нему неоднократно "прибивались" собаки и кошки, которые становились частью его повседневной среды. Один пес живет с ним сейчас на даче. А с котами – целая история: первый — черный — появился еще в 2006 году в лесопарке на Борщаговке, второй — рыжий — пришел сам в 2019-м, вблизи дачного участка. Эти случайные спутники становятся органической частью его мира — мира, где слово, тишина, природа и наблюдение всегда рядом.
Евгений Юхница не охотится за громкими литературными титулами, не гонится за славой, не ведет детального учета собственных публикаций. Он говорит, что даже не помнит, какие книги выходили с его стихами или пьесами, и часто забывает, что именно писал еще неделю назад. Но в то же время он ищет новую форму, новое слово, новую правду. Его поэзия — это попытка отрисовать время, отразить мир не ради идеологии, а по необходимости показать что-то честное, человечное, неочевидное. Он хочет говорить о хорошем, творческом, достойном. О том, что еще держит нас в этом неспокойном мире.




