Владимир Александрович Яворивский - родился 11 октября 1942 года в полесском селе Текловцы Винницкой области в семье колхозника. С юных лет он проявлял интерес к слову, что впоследствии определило его профессиональный и творческий путь.
По окончании филологического факультета Одесского университета в 1964 году Яворивский погрузился в журналистскую среду: работал в газетах, по радио, был киносценаристом, а также занимал должность заведующего отделом прозы и заместителя редактора известного литературного журнала "Отечество" В 1989 году он откровенно заявил об изменении вектора своей жизни — от литературы к политике, избрав путь народного депутата Украины.
Его дебют в литературе состоялся в 1968 году со сборником повестей в новеллах "А яблоки падают". Критики отметили: писатель не пришел в литературу с собственной выразительной темой, однако стиль письма, образность и причудливость мышления сделали его работы заметными. Уже в следующей повести "С высоты сентября" эта эстетика развивалась глубже.
Однако Яворивский отважился на эксперимент: в 1978 году издал роман-хронику "Цепная реакция", посвященный строительству Чернобыльской АЭС. Позже автор с болью упоминал о своей наивности и неосведомленности в тогдашних рисках. Пройдя через это разочарование, он возвращается к более органичной для себя стилистике в романе "Оглянись с осени" (1979), написанном без острой интриги, но насыщенном колоритом и психологизмом.
1981 выходит еще одно знаковое произведение — роман "Автопортрет из воображения", в котором раскрыта драматическая и яркая судьба Екатерины Билокур. Автор прибегает к повествованию от первого лица, позволяющего глубже проникнуть в личность героини, хотя и ставит перед собой значительные художественные вызовы.
В 1983 году появляется роман "А теперь — иди...", в котором продолжаются темы предыдущего произведения, особенно портреты крестьян — носителей нравственной силы и совести. Автор пытается найти ответы на острые вопросы об ответственности и потерях.
Документальным выражением национальной трагедии стал роман "Вечные Кортелисы" (1984), получивший Государственную премию имени Тараса Шевченко. В нем, несмотря на риторику советских времен, ощутима искренность и глубина сопереживания.
После катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году Яворивский возвращается к теме, которую когда-то романтизировал. Результатом стала книга "Мария с полынью в конце века" — мучительная исповедь о трагедии глазами простой семьи Мировичей. Центральная фигура — мать Мария — олицетворяет материнское терпение и трагизм народной судьбы. Книга вышла практически сразу после событий, поэтому содержит признаки поспешности, однако в то же время — поражает эмоциональным напряжением.
Яворивский был активным публицистом. Его четыре сборника эссеистики — "Крылья, отточенные небом", "Здесь, на земле", "И в море памяти", "Право собственного имени" — стали летописью времени, где через рассказы о конкретных людях отражалась жизнь эпохи. Эти произведения написаны живо, доступно, в форме рассуждений и искреннего общения.
Таким образом, Владимир Яворивский предстает не только как причудливый романист, а как мыслитель, стремившийся осмыслить судьбу народа в водовороте драматических событий. Его литературное и публицистическое наследие — это попытка найти общий язык с прошлым и сформировать ответственное будущее.




