Михаил Юрьевич Яцкив — прозаик, чье творчество в конце XIX — первой половине XX века активно влияла на украинский литературный процесс. Его произведения становились предметом горячих обсуждений в газетах и журналах, переводились на десятки языков — от польского до японского — и входили в мировые антологии новеллистики.
Родился Яцкив 5 октября 1873 года в селе Лесовка близ Станиславова (ныне Ивано-Франковск) в семье крестьянина. Начальное образование получил в соседнем городке Лиске, затем продолжил обучение в гимназии Станиславова, где присоединился к тайному кружку под руководством Дениса Лукияновича. Там читали и обсуждали революционную литературу, но власти жестко расправились с кружковцами — этот опыт обогатил Яцкива глубоким пониманием конфликта между свободой и репрессиями.
Его жизнь состояла из многих необычных этапов. После учебы он работал в туристическом театре, где сыграл в многочисленных провинциальных постановках, а также провел некоторое время в монастыре — опыт, который затем ярко нашел отражение в его прозе.
В 1897 году Яцкив переехал во Львов и устроился работать в страхово-кредитном обществе «Днестр». В 1899 году в «Литературно-научном вестнике» появились его первые рассказы, в следующем году вышел дебютный сборник «В царстве сатаны», а 1902— повесть «Огни горят». В 1905 году — сборник новелл «Души кланяются». Иван Франко, Леся Украинка и Василий Стефаник высоко оценили ранние произведения Яцкива, одобрив глубокое погружение в реалии жизни.
В ранней прозе Яцкива доминируют изображения социальной несправедливости, фальши разных элит — церкви, армии, богемы. Герои переживают сложные внутренние кризисы, их мечты приближаются к свершению, только чтобы разбиться о жестокую реальность. Эта сценografия «фата морганы» — символ нашей безысходности — пронизывает множество произведений автора.
Особенно драматичны — рассказ о солдатской жизни. По своему опыту в австро-венгерской армии Яцкив описывает казарму как систему морального и физического унижения, разбивающего молодых крестьян до основания. В повести «Огни горят» подросток Остап сталкивается с этими атмосферными отменами в провинциальной гимназии — критика образовательной системы и интеллектуальной травли становятся центральными темами.
В творческом процессе писателя прослеживаются влияния модернизма: в новеллах заметны символизм, натурализм и лиризм — особенно в произведениях «За горой», «Благословение», «Серп». Литературоведы сравнивали Яцкива с Бодлером, Пшибышевским, По и другими — критики признавали его символичность, глубокую психологическую погруженность и художественную сложность.
В 1914 году Михаил Яцкив был мобилизован в австрийскую армию, попал в плен к россиянам — этот опыт сказался в его рассказах войны, вошедших в сборник «Дальние пути» (1917) и повести «Горлица» (1915-16). «Горлица» стала глубоко символической, и вызвала широкий отклик в обществе, став художественным документом ужаса фронта.
Однако жизненный путь не равнялся: в 1920 году Яцкив стал редактором газеты «Родной край», которая поддерживала польскую оккупацию Галиции, что вызвало волну осуждения и бойкот украинской прессы. Творческое молчание длилось долго.
В последующие годы Яцкив работал в академической библиотеке Львова, где создал несколько новых рассказов, но они уже не имели психологической глубины. Он умер 9 декабря 1961 года. Его позднее псевдопрограммное письмо утратило ту художественную силу, которая отличала его ранние произведения — в конце концов автор почувствовал на себе и внешнее давление, и внутреннюю потерю голоса.
Проза Яцкива — важный этап обновления украинской литературы, объединившей модернистическую форму с социально-критическим реализмом. Его новеллы продолжают звучать сегодня как глубоко драматические и философские размышления над местом и достоинством человека в мире испытаний.




