Панас Захарович Висикан
Панас Высикан — писатель, в судьбе которого переплелись тяжкие испытания и безграничная любовь к жизни. Родился он 22 июля 1922 года в живописном селе Подорожное Александрийского уезда Кременчугской губернии. селе, которое односельчане называли украинской Венецией из-за многочисленных речек и озер. К сожалению, в 1956 году это прекрасное место исчезло под водами Кременчугского водохранилища, оставшись только в памяти и сердцах тех, кто там рос.
Семья Высеканов была большой и трудолюбивой. Отец, Захар Федорович, и мать, Акулина Васильевна, воспитывали пятерых детей. Мать, веселая, энергичная и очень поющая, была настоящей душой села, и неслучайно ее прозвали Якилинкой-Дзигилинкой. Именно она передала своим детям любовь к украинским песням, сказкам и народной мудрости.
Среди детей особенно выделялся Афанасий — жизнерадостный, любознательный парень с острым умом и большим чувством юмора. Он жадно тянулся к знаниям, интересовался естественными науками, мечтал о дальних путешествиях и новых открытиях. Однако самым большим его увлечением оставалась литература.
Обучаясь в школе, Афанасий не только писал произведения, но и увлекался техникой: собственноручно мастерил модели пароходов, турбин, а однажды собрал настоящий патефон. Его дом часто наполняла музыка, потому что каждый, кто находил старую граммофонную пластинку, нес ее в Высекане.
Окончив семилетку, Афанасий мечтал поступить в театральное училище, но после смерти отца вынужден был покинуть эти планы и взять на себя ответственность за семью. Он работал в колхозе, помогал на ферме, вел дела в сельском совете.
В мае 1941 года Панаса призвали в ряды Красной Армии. Лишь одно письмо успел он послать из Брестской области перед началом войны. Долгие пять лет родные не имели о нем ни одного известия. За это время юноша получил тяжелое ранение, попал в плен, пережил ужасы нацистского концлагеря.
Домой Афанасий вернулся только в конце 1946 года. Сразу ушел в общественную жизнь: заведовал сельским клубом, создавал любительский театральный кружок. Его представления, такие как "Наталка-Полтавка", "Ночь перед Рождеством" и "Кайдашева семья", становились настоящими событиями для села.
Панас Захарович проявил себя также как талантливый художник-оформитель, мастерски расписывая стены клуба и создавая декорации для представлений. Его энергии хватало на все, за что бы он ни брался.
И стремление к творчеству вело его дальше — в большой город. В 1948 году Панас Висикан поступает в Киевское училище декоративно-прикладного искусства, где овладевает профессией мастера монументальной живописи. После окончания обучения работает в разных областях — от проектных бюро к строительству, приближаясь к своей настоящей стихии — литературы.
Его первые рассказы появляются в газетах и журналах, особенно часто печатались в детском журнале "Барвинок". В 1956 году выходит первый сборник "Игорек Сеть", а за ним — "Две топольки" (1960).
Произведения Высекана наполнены теплом и юмором. Его персонажи — обычные деревенские дети, стремящиеся открывать мир, иногда ошибаются, но всегда остаются искренними и настоящими. Автор не осуждает их, а с любовью и добродушием изображает их приключения.
В 1962 году Панас Высикан стал членом Союза писателей Украины. Это стало признанием его таланта, однако здоровье, взорванное в концлагере, начало стремительно ухудшаться.
Жизнь писателя оборвалась 4 марта 1963 года. Он нашел свое последнее убежище на Байковом кладбище в Киеве. На прощании с ним были известны литераторы: Олесь Гончар, Иван Немирович, Василий Симоненко, Николай Сом.
Даже после смерти Панас Высикан продолжил говорить к детям со страниц своих книг: "В пещере святой Магдалины" (1963), "Путешествие на Огненную Землю" (1967), "Страховище с одним жабером" (1968), "Приключение на Клюквенном острове" (1973).
Его литературное наследие невелико по объему, но богато содержанием и добротой. Это — настоящий подарок детям и светлое воспоминание о человеке, который жил с улыбкой на сердце и стремился сделать мир немного лучше.
Как вспоминал его близкий друг Иван Масенко: "Не имел Панас Висикан ни собственного господа, ни большого имения, зато имел щедрое сердце и бесконечное сокровище — истории, которыми искренне делился с людьми".




