Иван Вишенский
Иван Вишенский — им'я, которое сегодня ассоциируется с вершиной украинской полемической литературы конца XVI — первой половины XVII столетия. Он был не просто литератором — он стал одним из тех редких голосов времен, которые с горечью и страстью разоблачали не только римско-католических и униатских иерархов, но и всю мирскую власть. — польских шляхтичей и украинских угнетателей.
Иван Вишенский родился примерно между 1545 и 1550 годами в городке Судебная Вишня, что на Галичине (современная Львовская область), в семье мещан. О ранних годах его жизни известно немногое. Из его текстов можно предположить, что Вишенский юность провел в Луцке и, возможно, в Остроге — тогдашних культурных центрах Украины. Есть основания полагать, что именно в Остроге, на попечении князя Константина Острожского, талантливый юноша получил хорошее образование.
Впоследствии Вышенский выбирает монашеский путь. Он находится в Унивском монастыре, а в 1580-х годах отправляется в Афон — одного из главных духовных центров православного мира. Здесь его жизнь превращается в паломничество между святыми обителями, а впоследствии — на уединенное существование в пещере Загребского монастыря.
Несмотря на физическую удаленность, душа Вышенского оставалась с Украиной. Состоя на Афоне, он начинает писать полемические произведения, направленные на поддержку православной веры и борьбу против католицизма и унии. Его первые труды — "Писание ко всем обще в Лядской земле живущих" и "Извещение короткое о латинских прелестях" — стали очень популярными в Украине в конце XVI века.
Много раз Вишенского приглашали вернуться на родину, но только в 1604 году он решился на это путешествие. Сначала остановился в Венгерниках, где жил его друг Иван Княгиницкий, а затем отправился во Львов. Однако разочарование во львовском братстве быстро заставило его покинуть город. После короткого пребывания в Унивском монастыре он снова возвращается на Афон, стремясь к духовному одиночеству.
На Афоне Вышенский продолжал творить. Он написал такие произведения, как "Послание к старице Домникии", "Позорище мысленное", "Зацепка мудрого латынника с глупым русином", "Послание Львовскому братству" и другие. Его полемика была острой и бескомпромиссной, направленной против любой несправедливости.
Точная дата смерти Ивана Вишенского неизвестна. Он умер на Афоне, вероятно, в 20-е годы XVII века. Уже в 1633 году его упоминают как усопшего.
В течение своей жизни Иван Вышенский создал по меньшей мере шестнадцать произведений. Однако при жизни они почти не печатались, а распространялись в рукописях. Лишь одно его послание было напечатано в "Острожской книге" 1598 года. Вишенский готовил к печати собственную "Книгу" с десятью произведениями и тремя предисловиями, но она осталась ненапечатанной.
Только во второй половине XIX века произведения Вишенского получили должное внимание. Историки и литературоведы, в частности Николай Костомаров, Иван Франко, Степан Голубев и Григорий Житецкий начали изучать и публиковать его наследие. Среди исследований особенно выделяется труд Ивана Франко "Иван Вишенский и его произведения" (Львов, 1895), которая до сих пор остается непревзойденным исследованием творчества полемиста.
Отдельное издание произведений Ивана Вишенского появилось только в 1955 году в Москве (в серии "Литературные памятники"), а в 1959-м книга вышла и в Украине. Эти издания стали важным событием, ведь сопровождались подробным комментарием и научной статьей Ивана Еремина, открывая творчество великого украинского полемиста новым поколениям читателей.
Творчество Ивана Вишенского — это бескомпромиссная борьба за правду и справедливость, за достоинство человека и национальную самобытность, это духовное сокровище, которое до сих пор вдохновляет.




