Валерия Врублевская: жизнь, преданная литературе и театру
Валерия Васильевна Врублевская — украинская писательница, драматургиня и сценаристка, чье творчество тесно связано с именами великих женщин украинской и мировой культуры: Соломии Крушельницкой, Ольги Кобылянской, Марины Цветаевой. Эти фигуры стали не только источником вдохновения для автора, но и героями ее книг и пьесы, получивших широкое признание как в Советском Союзе, так и за рубежом.
Ее пьеса "Кафедра", одна из самых громких премьер 1980-х годов, была поставлена в более чем 40 театрах страны и выдержала 300 аншлагов только на сцене Киевского театра русской драмы. А кинолента "Возвращение Баттерфляй", снятая по ее сценарию, вошла в список 100 лучших украинских фильмов.
Родилась Валерия Васильевна 19 декабря 1938 года в Житомире. Ее первые шаги в мир книги были самостоятельными: читать она научилась в пятилетнем возрасте за газетами, ведь книг в довоенное время семья не имела. Случайная находка детских книг на чердаке старого дома стала для девочки настоящим открытием мира и зародила в ее сердце безграничную любовь к чтению и писанию.
По окончании школы Валерия поступила в Житомирский геодезический техникум. В 18 лет она вышла замуж за преподавателя политэкономии Виталия Врублевского и уже в 19 стала матерью. Вместе с мужем она переезжает в Ярун Новоград-Волынского района, а впоследствии, после завершения аспирантуры мужчины, поселяется в Киеве.
В столице Валерия Врублевская поступает на филологический факультет Киевского университета имени Тараса Шевченко, который успешно заканчивает в 1968 году. После аспирантуры работает старшим научным сотрудником Киевского филиала Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Именно в это время начинает активно писать. Ее первая книга для детей "Кольцо" выходит в свет в 1969 году. Муж советовал ей сосредоточиться только на детской литературе, считая это более безопасным путем. Однако характер Валерии Врублевской был слишком мятежным для ограничений. Она стремилась говорить о глубинных противоречиях общества и человека.
Ее творческое наследие включает книги "Кольцо" (1969), "Неожиданные путешествия" (1974), роман-биографию "Соломия Крушельницкая" (1986), романы "Эмансипантки" (1989), "В тени деревьев, которых нет", "Женщина и гипнотизер", "Век мой – враг мой", а также многочисленные сценарии и п’есы, среди которых "Кафедра", "Возвращение Баттерфляй", "Первоцвет", "Вызавы", "Перекресток", " Хомы Прута", "Окаянные женщины".
С особым успехом на театральных сценах шла "Кафедра", вызвавшая большой резонанс благодаря острой критике общественных недугов. После премьеры в Киеве ее поставили и в Житомирском магнитопроводе в 1981 году, а уже в 2007-м пьеса обновлена Львовским театром имени Марии Заньковецкой, учитывая современные реалии.
Не менее знаковыми стали и биографические романы Врублевской о Соломии Крушельницкой и Ольге Кобылянской. Писательница мастерски изобразила духовный и творческий мир этих выдающихся женщин, создав глубокие и правдивые художественно-документальные портреты, обогатившие украинскую литературу.
Сама Валерия Врублевская видит в своем литературном труде осуществление давней мечты: оживить в книгах фигуры великих женщин, ставших символами борьбы, творчества и непокоренности.




