Алекса Влизько: поэт, которому судьба отмеряла слишком мало времени
Алекса Федорович Влизько появился на свет 17 февраля 1908 года на станции Боровенка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Его отец служил там дьяком и псаломщиком. Первые уроки и первые книги Алексей получил именно там, среди небольшого общества. Но настоящие корни поэта были на Звенигородщине, в селе Сингаевка, где жили дед и бабушка. Именно туда семья впоследствии вернулась, и там продолжилась его учеба.
Детство Олексы было отмечено тяжелой трагедией: в 13 лет он перенес скарлатину, в результате чего полностью потерял слух. Однако, потеря одного из чувств только обострила другие: память стала невероятно сильной, а книга — постоянным спутником и верным другом. Чтение стало его способом познания мира и формирования мировоззрения.
Образование Олекса получил на языково-литературном факультете Киевского института народного образования. Еще в юности судьба подарила ему возможность увидеть другой мир. в 1928 году он путешествовал по Германии, а впоследствии поднялся на нагорье Памира. Эти путешествия укрепили его характер и расширили мировоззрение.
В литературный мир юного Влижка привел Борис Антоненко-Давыдович. Именно он напечатал первое стихотворение Олексы "Сердце на норд" в журнале "Глобус" в 1925 году. После этого стихи Влижская регулярно появлялись на страницах ведущих журналов и газет советской Украины. Особенно часто его публиковали в футуристическом журнале "Новая Генерация", редактором которого был Михаил Семенко. Очень активно участвовал в деятельности литературных организаций "Молодняк" и УСПП.
Его творчество изначально носило особый характер. Первый номер "Литературной газеты" открыл стихотворение Влижская "Поэту", где звучал призыв к искренности и борьбе с лицемерием. Его первый поэтический сборник "За всех скажу" (1927) стала ответом на жаркие дискуссии о будущем украинской литературы. Критики высоко оценили дебют, а Наркомос УССР даже отметил сборник третьей премией.
В 1927 году в прессе вдруг появилась новость о гибели Влижская. вроде бы он утонул в Днепре. Ведущие советские издания публиковали некрологи, а критики писали, что Украина потеряла своего "будущего Пушкина". Но вскоре сам Олекса, живой и здоровый, опроверг слухи веселым заявлением в прессе и рядом новых книг: "Живу, работаю!", "Книга баллад", "Рейс", "Мое ударное"," друг Дон Жуан".
К сожалению, настоящая трагедия ждала впереди. В эпоху сталинских репрессий Влизько, как и многие его современники, попал в немилость власти. Его обвинили в "враждебности к советскому строю" и 14 декабря 1934 года на закрытом судебном заседании вынесли смертный приговор, исполненный в тот же день.
В своем труде "Расстрелянное возрождение" Юрий Лавриненко отметил, что Влизько был поэтом, только начинавшим находить собственный синтез стилистических поисков. С его энергией, многогранностью и постоянным стремлением к новизне Олекса мог бы дать украинской литературе еще многое. Критики отмечали его редкий талант: Яков Савченко, к примеру, назвал Влизькову "Дев'ятую симфонию" одним из лучших достижений украинской поэзии того десятилетия, восхищаясь глубиной мысли и широтой эмоциональной палитры автора.
Хотя его литературная карьера продолжалась всего восемь лет, Олизко оставил после себя богатое наследие: футуризм, классицизм, производственная поэзия, агитки — он испытал разные жанры и формы, однако всегда оставался преданным витаистическому, жизнеутверждающему романтизму.
Самые значительные его сборки — "Избранные стихи" (Киев, 1963) и "Огонь любви" (Киев, 1968).
Творческий портрет Олексы Влижской дополняет критическая литература, в частности труд Леонида Новиченко "Поэт недопетой песни", где очерчен масштаб его таланта и неосуществленные возможности.




