• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Ванченко-Писанецкий Константин Иполитович

Биография Ванченко-Писанецкий Константин Иполитович

Константин Ипполитович Ванченко-Писанецкий

Константин Ипполитович Ванченко-Писанецкий родился в 1863 году в древнем украинском селе Чуднов, ныне принадлежащем к Житомирской области, а затем входил в состав Киевской губернии. Воспитанный в традициях украинского села, он рано проявил стремление к знаниям и культуре. После успешного завершения учебы в Житомирской гимназии, славившейся своими образованными выпускниками, Константин отправился на путь народного учителя, работая в сельских школах Волыни.

Его призвание к сцене проявилось еще в молодые годы. В 1880 году Ванченко-Писанецкий дебютировал в составе русской драматической труппы Петра Надимова в Житомире. Этот опыт открыл ему путь в мир театра, который на долгие годы стал смыслом его жизни.

Уже с 1881 года он перебирается в Киев, где становится актером русской театральной труппы под руководством Н. Н. Савина. Однако подлинное вдохновение Константин находит в работе с украинскими странствующими театральными коллективами. С 1883 по 1892 год он был одним из ведущих актеров труппы Михаила Старицкого. одного из основателей украинского профессионального театра. После этого его актерская карьера продолжилась в труппах В. Грицая (1892), А. Суслова и А. Суходольского (1895), П. Мировая-Бедюха (1895-1898), Г. Деркача (1898-1900) и 1900).

Испытывая стремление к самостоятельности, в 1892 году Ванченко-Писанецкий организовал собственную театральную труппу. Вместе со своими актерами он отправился в гастрольные туры по Украине, России, Польше, а также на Кавказ. Эти путешествия длились примерно до 1902 года, даря зрителям настоящее удовольствие от украинского слова и сценической игры. В 1906-1912 годах (с некоторыми перерывами) он снова руководил несколькими собственными труппами, изменяя их состав в зависимости от обстоятельств. Его театральные коллективы выступали в городах Поволжья, а с 1909 года — и в далеком Туркестане.

Репертуар его труп отличался богатством и разнообразием. Это были как классические произведения украинской литературы ("Наталья Полтавка" Ивана Котляревского, "Назар Стодоля" Тараса Шевченко, "Запорожец за Дунаем" Семена Гулака-Артемовского, "Сорочинская ярмарка" западноевропейских авторов. Особое место занимали и собственные переработки и оригинальные драмы Ванченко-Писанецкого: "Мурло", "Цыгане на Подоле", "Мужичка" (по пьесе Александра Островского "Светит, и не греет"), "Запорожский клад", "Тарас Бульба под Дубном" (по мотивам Николая Гоголя), "Цыгане на Подолье" (по повести Юзефа Крашевского "Дом за селом") и "Ведьма" (интерпретация произведения Элизы Ожешко "Дзюрдзя").

В сезоне 1910-1911 годов он возглавлял небольшую, но чрезвычайно живую труппу Театра миниатюр. В их репертуаре преобладали одноактные пьесы, веселые сценки, оперетки, позволявшие зрителям ненадолго забыть о трудностях повседневной жизни. Важную часть его общественной деятельности составляли воскресные представления, посвященные творчеству Тараса Шевченко, куда специально устанавливались доступные для всех цены на билеты.

Впрочем, не все творчество Ванченко-Писанецкого находило одобрение власти. Его социальные драмы "Война" (1907), "Сатаноидол" ("В трущобах города", 1910) и "Рудоплавы" ("В дыму завода", 1910) были запрещены цензурой за острую критику существующего строя Российской империи. Это свидетельствует о его неравнодушии к социальным проблемам и стремлении отстаивать справедливость даже на сцене.

Помимо работы в театре, Ванченко-Писанецкий оставил после себя воспоминания об украинском театральном движении, опубликованные в 1928 году в журнале "Красный путь" под названием "Воспоминания украинского лицедия". Эти заметки имеют большое историческое значение, ведь содержат уникальные свидетельства о развитии украинской сцены того времени.

Его творческий архив сегодня хранится в Государственном музее театрального, музыкального и киноискусства Украины в Киеве, где хранятся драгоценные материалы о становлении украинского театра.

Петр Ипполитович Ванченко-Писанецкий отошел в вечность 18 июля 1928 года в городе Ташкент, который в то время был частью Узбекистана. Там и оборвалась жизнь одного из тех, кто посвятил себя развитию украинской культуры и искусства.