Петр Захарович Ванченко
(настоящая фамилия — Ивашенко)
Петр Ванченко родился в 1898 году в живописном селе Жуки, расположенном в сердце Полтавщины, в семье крестьянина-бедняка. С раннего детства он рос в среде тяжелого труда и нуждающегося крестьянского быта, что, безусловно, сформировало его мировоззрение и впоследствии нашло глубокое отражение в его творчестве. Образование получило среднее, что для того времени уже было значительным достижением для выходца из бедняцкой семьи. Литературный талант привел его к участию в деятельности литературных организаций, где он искал единомышленников и возможности реализовать свой творческий потенциал.
Ванченко стал автором нескольких сборников рассказов и повестей, получивших определенное признание в тогдашних литературных кругах. Среди его известных работ — сборки "Живая реклама" и "Мужество" (обе вышли в 1928 году), "Обязанность" и "Три пальца" (1929), "Беспокойство цирюльника Эмиля Термана" и "Повесть без названия" (1930), а также "Оноприй Кудь" (1933). Его произведения отличались остротой социальных тем, внимательностью к внутреннему миру человека и тонким ощущением происходивших вокруг общественных изменений.
Однако бурные времена 1930-х годов не оставили Ванченко в стороне. 6 декабря 1934 г. он был арестован Полтавским городским отделом НКВД УССР. Расследование велось на уровне Харьковского областного управления НКВД, что свидетельствует о серьезности предъявленных обвинений. Следователи инкриминировали писателю участие в "террористической организации", которая якобы имела целью осуществление террористических актов против руководства партии и правительства. Под давлением во время допросов Ванченко вынужден был признать вину, хотя в официальном заявлении на имя оперуполномоченного НКВД Бордона подчеркивал, что не имел ни возможности, ни решимости реализовать террористические намерения. В ходе дальнейших допросов он твердо отрицал наличие у него террористических убеждений и сомневался в возможности успешного осуществления подобных актов.
Кроме политических обвинений, следствие решило использовать и его литературное наследие против него. В частности, 4 января 1935 года следователь Бордон вынес отдельное постановление по поводу рассказа "О гнеде кобылы", опубликованного еще в 1929 году в журнале "Красный путь". Этот рассказ был привлечен к делу как вещественное доказательство, поскольку в нем видели "злобный пасквиль на Советскую власть". Во время допроса писателя пытались заставить признать, что образ гнедой кобылы символизирует Украину, которую будто бы издевательски эксплуатирует советская власть, в образе кучера Самсона — представителя пролетариата. Однако Ванченко решительно отверг эти утверждения, отказавшись признавать такие аналогии.
Судебный процесс проходил в закрытом режиме. Приговор был вынесен 27 марта 1935 года выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР в Киеве. Петр Ванченко, вместе с другими выдающимися украинскими писателями того времени — Николаем Кулишем, Григорием Эпиком, Валерием Подмогильным, Евгением Плужником, Андреем Пановым, Валерием Полищуком, Григорием Майфетом, Александром Ковинько, Василием Штангеем и Василием Впечатляющим — был приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией всего принадлежащего ему имущества. Его направили в Беломорско-Балтийский лагерь НКВД СССР, один из самых жестоких исправительно-трудовых лагерей того времени.
Дальнейшая судьба Петра Ванченко осталась неизвестной. В жестоких условиях советских лагерей выживала лишь незначительная часть заключенных, поэтому можно предположить, что он там погиб.
Лишь спустя десятилетия, в эпоху перестройки, справедливость была частично восстановлена. Петр Ванченко был реабилитирован посмертно. Его имя вернулось в украинское литературное наследие как символ трагической судьбы многих художников, ставших жертвами политических репрессий сталинской эпохи.
Иван Ильенко
"Литературная Украина", №24 (4433) от 13 июня 1991 года




