Валентин Тарнавский – одна из самых загадочных и незаслуженно забытых фигур среди восьмидесятников, украинский писатель, чье творчество заслуживает особого внимания. Несмотря на то, что он всегда держался в тени литературного процесса, его творчество достойно глубокого анализа и оценки. Если бы украинская проза следовала стилю Тарнавского, украинская литература сегодня могла бы занимать такую нишу на европейском рынке, которую теперь занимает немецкая проза, представленная авторами как Патрик Зюскинд и Бернгард Шлинк.
Биографических сведений о Тарнавском не так много, что лишь подчеркивает его приверженность обособленному образу жизни. Родился он 9 апреля 1951 в городе Заставна Черновицкой области, в семье, где отец работал редактором, а мать была библиотекарем. С ранних лет он полюбил чтение, что стало для него основой мечты стать писателем. После окончания школы Тарнавский поступил в Киевский университет на журналистику, которую завершил в 1976 году. Сначала он работал журналистом, но быстро понял, что советская журналистика не позволяет ему реализовать свои творческие амбиции.
В 1982 году Тарнавский начал работать в издательстве "Советский писатель", где он занимал должность главного редактора отдела прозы, что стало благоприятной средой для развития его литературного таланта. Уже в 1983 году его первая книга повестей и рассказов "Городские мотивы" принесла ему популярность, он начал создавать новый стиль в украинской литературе. Тарнавский стал первым, кто прорвал застой соцреализма, избавившись от идеологической монотонности, которая характерна для многих советских писателей. Он начал писать о городской жизни, урбанистической тематике, в частности освещая проблемы современного общества, рекламы и массового сознания.
В 1989 году вышла антология повестей "Лицом к окну", где появилась повесть "Ноль". Это была работа, которая в дальнейшем принесла ему популярность в литературной среде. В 1990 году писатель издал фантастический роман "Пустой пьедестал", который был отмечен премией имени Андрея Головко. Все эти книги были написаны на период с 1982 по 1990 годы, когда Тарнавский работал в издательстве и находился в творческом подъеме.
Однако после 1990 года, после освобождения из "Советского писателя", творческий путь Тарнавского пережил период застоя. Писатель покинул литературные круги и неоднократно прибегал к одиночеству, строя дома в пригороде. Он отошел от публичных мер и не желал обсуждать свои произведения. Хотя после его смерти книга "Матриополь", опубликованная в 2003 году, осталась последним творческим достижением Тарнавского. Она продлила его сатира на социальную реальность, а само произведение также осталось признанным, хотя и оставалось без внимания в литературных кругах.
Тарнавский так и не получил должного внимания во время своей жизни, а после его смерти его работы не переиздавались. Это стало причиной того, что он остался забытым, хотя его творчество оказало значительное влияние на развитие современной украинской прозы. Он заложил урбанистическую эстетику, которая вывела новый стиль в украинскую литературу, отличную от традиционного взгляда на украинское общество.
Творчество Валентина Тарнавского остается важным вкладом в украинскую литературу. Его размышления над социальными и нравственными вопросами советского общества и более поздней независимой Украины оказали значительное влияние на писателей следующих поколений. Творчество Тарнавского заслуживает повторного признания и возвращения к литературному обращению.




