• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Прокопович Феофан

Биография Прокопович Феофан

Феофан Прокопович (в мире Елеазар) — выдающийся церковный и общественный деятель, мыслитель, писатель, реформатор и один из самых образованных представителей своей эпохи, оставивший глубокий след в истории не только Украины, но и Российской империи. Родился 7 июня 1681 года в Киеве в семье лавочника Церейского. Рано осиротев, оказался на попечении дяди по матери — также Феофана Прокоповича, ректора Киево-Могилянского коллегиума, что и определило направление его раннего обучения и воспитания.

Сначала Елеазар получал образование в школе при монастыре, а впоследствии поступил в Киево-Могилянский коллегиум, где зарекомендовал себя как блестящий студент: овладел старославским, греческим и латинским языками, участвовал в диспутах, изучал произведения. После смерти дяди юноша продолжил обучение во Владимире-Волынском коллегиуме, принял унию и стал монахом Елисеем. Благодаря способностям и поддержке епископа Заленского попал в Римскую академию св. Афанасия. Там изучал не только богословия, но и философские произведения античных и современных авторов, знакомился с научными теориями Коперника, Галилея, Бруно, Кампанеллы.

Впрочем, Рим он оставил в 1701 году, не завершив учебу. Путешествовал по Европе, изучал в Галле (Германия), где перенял идеи протестантской реформации. В 1704 году вернулся в Украину, отрекся от унии, принял православное монашество с именем Феофан в честь дяди. С 1705 г. преподавал в Киево-Могилянской академии, где внедрил передовые образовательные методы, в частности, курсы пиитики, риторики, философии. Его трагикомедия "Владимир", посвященная Мазепе, приобрела популярность.

Феофан выступал с богословскими и философскими проповедями, привлекшими внимание влиятельных лиц. В 1707 стал префектом академии, а в 1711 сопровождал Петра I в Прутском походе. Царь оценил его красноречие и после возвращения Феофана назначен ректором академии и игуменом монастыря. В 1716 году по приглашению Петра I переехал в Петербург, стал епископом псковским, членом Синода и идеологом петровских реформ.

Феофан написал ряд ключевых работ, в том числе "Духовный регламент", который стал основой реформированной церковной организации. В 1725 г. после смерти царя стал архиепископом новгородским и возглавил Синод. Являлся одним из организаторов Российской Академии наук, создал круг интеллектуалов, поддерживавших реформы.

Его философские взгляды отличались смелостью: он отрицал схоластику, поддерживал идеи Декарта, Бэкона, Галилея, считал, что познание истины должно опираться на науку, а не на догму. В курсах лекций пропагандировал научный подход, использовал микроскопы, телескопы, геометрические приборы. Считал, что вера не должна противоречить разуму, а наука — пребывать в гармонии с Божественным замыслом.

Несмотря на церковный сан, Прокофьевич стоял на позициях светского абсолютизма: считал, что монарх должен быть образованным лидером и что государство должно стоять выше церкви. В политической жизни поддерживал Екатерину I и был активным участником властных процессов.

Последние годы жизни провел в Новгороде, где 19 сентября 1736 г. и умер. Похоронен в Софийском соборе.

Феофан Прокофьевич оставил после себя весомое интеллектуальное наследие, заложил основы модерного мышления в православном мире, соединив религию с наукой, гуманизм с созданием государства. Его труды и идеи повлияли на дальнейшее развитие духовной, образовательной и политической культуры как в Украине, так и в России.